Гражданские самолеты «слетятся» под один бренд
Насколько целесообразно объединение производства российских лайнеров
Все российские гражданские самолеты могут получить единое название. Объединенная авиастроительная корпорация предлагает провести ребрендинг отечественных лайнеров, заявил в интервью «РИА Новости» гендиректор ОАК Юрий Слюсарь. По его словам, в стране сейчас формируется отдельная структура — Дивизион гражданской авиации, в который войдут производители самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21. И в рамках такого слияния логично сделать линейку самолетов под единым именем. Однако окончательного решения по этому поводу пока нет, заключил Слюсарь.
Зачем такие меры нужны российскому авиапрому? Это позволит укрепить позиции отечественных производителей на глобальном рынке, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Масштаба только российского рынка, к сожалению, недостаточно для того, чтобы вывести на рынок и окупить новый продукт. Поэтому, действительно, бренд должен быть интернациональным. Что касается использования каких-то исторических российских корней, бренды, которые были весьма широко известны полвека назад, имена, которые гремели во всем авиационном мире, сегодня уже, честно говоря, во многом померкли. А бренд Sukhoi у международной аудитории ассоциируется все-таки больше с боевыми самолетами. Поэтому не факт, что имеет смысл его использовать для гражданской линейки».
Глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь объяснил возможное переименование российских самолетов тем, что в этом случае инвестиции пойдут в один бренд, а не будут рассеиваться по многим направлениям. Однако для развития единой линейки лайнеров одних маркетинговых усилий будет недостаточно, уверен гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: «Существует очень важная задача унификации продуктовой линейки. У нас сейчас два флагманских гражданских самолета — Sukhoi Superjet и МС-21. Они сделаны словно на разных планетах, у них общего нет ничего, и это очень неудобно, потому что авиакомпания, которая будет эксплуатировать и тот, и другой самолет, будет вынуждена использовать две системы поддержания летной годности. Переучивание экипажа будет крайне затруднено, в отличие от того, что происходит, скажем, с линейкой продуктов Boeing или Airbus, когда на переучивание может уйти 36 часов.
Есть колоссальный пласт технических усилий, которые следует предпринять, чтобы продуктовая линейка действительно была единообразной, с высокой степенью общности. Маркетинг начинает играть важную роль при массовых продажах.
Мне никто пока не сказал, что, собственно, хотелось бы сделать. Если просто заменить в документах название — это одна история. Если действительно качественно отбрендовать по всей продуктовой линейке — то это, конечно, другая история. Если сделать брендинг всего дивизиона гражданских самолетов, это может стоить больших денег, десятки, а то и сотни миллионов долларов».
Как Superjet дополучит российские детали
В сентябре глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью РБК допустил, что самолет SSJ 100 получит российское название. А в июне он же не исключал возможность создания в России одной большой авиастроительной компании? по примеру европейской Airbus и американской Boeing.