«Фильмы не комментируются и не обсуждаются»
Член HFPA Нелли Холмс — о закулисной стороне «Золотого глобуса»
Состоялась церемония вручения кинопремии «Золотой глобус», присуждаемой Голливудской ассоциацией иностранной прессы (HFPA). Как попасть в номинанты, как происходит голосование и каковы новые веяния в мире кино, Ларисе Саенко рассказала накануне церемонии член HFPA Нелли Холмс, представляющая Россию.
HFPA была основана энтузиастами кино в 1943 году и прославилась ежегодной церемонией раздачи наград «Золотой глобус» за мировые достижения в кинематографе. Ассоциация, действующая на общественных началах, также известна благотворительностью: на различные проекты она пожертвовала более $30 млн. В истории вручения наград HFPA «Золотой глобус» лишь дважды доставался россиянам в номинации «Лучший иностранный фильм» — Андрею Звягинцеву за «Левиафана» в 2014 году и Сергею Бондарчуку за «Войну и мир» в 1968 году. Еще 11 советских и российских фильмов входили в число номинантов.
— Как происходит отбор в номинации «Лучший иностранный фильм», ведь свои работы представляют почти 100 режиссеров?
— Всего в этом году мы посмотрели 198 американских фильмов и 92 иностранных. В отличие от «Оскара», количество фильмов, представляемых от одной страны, здесь не ограничено. Хочу уточнить, что никакого long list «Золотого глобуса», о котором в этом году активно писала российская пресса, не существует. Есть просто список, рекомендованный к просмотру голосующих.
Члены ассоциации ежегодно проводят около 400 пресс-конференций и круглых столов с актерами и режиссерами кино- и телефильмов, а также в среднем смотрят примерно 420 лент и телешоу для того, чтобы в начале декабря выбрать по пять номинантов. Фильмы мы смотрим в разных кинотеатрах неподалеку от нашего офиса, который находится в West Hollywood. Иногда после просмотров устраиваются короткие фуршеты, поскольку потом нам надо бежать на следующий просмотр, но, заверяю вас, это никак не отражается на результате голосования.
После объявления номинантов в категории «Лучший иностранный фильм» пять их создателей приглашаются на Форум иностранных фильмов. Он организован нашей ассоциацией и проходит за несколько дней до церемонии уже после вторичного голосования, во время которого выбирается финальный победитель. Модерирует этот форум член ассоциации бывший редактор Screen International, продюсер компании Protagonist и арт-директор кинофестиваля в Макао Майкл Гудрич. Кстати, Майкл посещал Москву по приглашению основателя Фонда кино Сергея Толстикова и главы международного отдела Елены Романовой.
— Обсуждают ли между собой члены ассоциации, как они собираются голосовать? И как происходит само голосование?
— Во время сеанса фильмы не комментируются и после просмотра не обсуждаются, поскольку это противоречит нашим правилам. А голосовать можно двумя способами — по старинке, заполнив бумажную анкету и отослав ее в Ernst & Young, или по интернету.
— Американская академия киноискусств включила российскую драму «Дылда» в шорт-лист на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. В номинанты «Золотого глобуса» ни одна российская работа не попала. Почему?
— Как представитель ассоциации из России, я очень расстроена тем, что такой шедевр, как «Дылда», не был номинирован, но в этом и заключается демократия. Побеждает тот, кто набрал большее количество голосов. Голоса сложились в пользу других лент: в пятерке номинантов на лучший иностранный фильм объявлены «Прощание» Лулу Ванг (США, Китай), «Паразиты» Пон Чун Хо (Южная Корея) и сразу три французские работы — «Отверженные» Ладжа Ли, «Портрет девушки в огне» Селин Сьяммы и совместная с Испанией драма Педро Альмодовара «Боль и слава». Две работы в этой номинации сняты женщинами.
Балагов — яркий молодой режиссер, и у него безусловно большое будущее. Я также считаю очень удачными российские киноленты «Бык» Бориса Акопова, «Верность» Нигины Сайфуллаевой, «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой и драму украинского режиссера Наримана Алиева «Домой».
Почему мы не номинированы в этом году — вопрос неоднозначный. Не стоит сбрасывать со счетов политический фактор и в целом негативное отношение США к России. Хотя голосуют за премию в своем большинстве европейские журналисты. Но есть и внутренние причины неуспеха, и в первую очередь культурная самоизоляция России.
— В конце 1980-х — начале 1990-х российские ленты активно присутствовали в списке номинантов на «Золотой глобус». Мы понимаем, что это было время громадных политических перемен, распада СССР и становления новой России. А сейчас, может, страна стала слишком предсказуема и перестала быть интересной?
— Интерес к России огромный, что подтверждает популярность сериалов, в которых участвуют русские киногерои — как исторические персонажи («Catherine The Great» на HBO, «Young» о молодой Екатерине Великой на Hulu), так и вымышленные («Killing Eve», «McMafia»). Русская классическая литература продолжает вдохновлять кинематограф — примером тому недавняя адаптация BBC романа «Война и мир», на днях было объявлено, что режиссер «Великого Гэтсби» Баз Лурман будет снимать «Мастера и Маргариту». Не все из этой кинопродукции нравится в самой России — критически воспринята британская версия Екатерины Второй на HBO, но что мешает снять свой сериал и предложить его Netflix, Amazon, Hulu, Apple?
Развитие интернет-технологий, стриминговых платформ, социальных сетей ведет к развитию нового формата кинопроизводства и дистрибуции, предоставляя совершенно новые возможности. Например, собственное интернет-шоу After Life ведущего следующей церемонии «Золотого глобуса» Рики Джервэйса уже посмотрели 150 млн человек во всем мире.
Если мы хотим видеть качественный российский кинопродукт, то, по-моему, пора дать талантливой российской молодежи возможность участвовать в процессе создания фильмов и телесериалов: пусть новое поколение расскажет миру о себе.