Туризм после «Томаса Кука»
Куда ехать, чего ждать?
Зимний отпускной сезон завершается без сюрпризов. Россияне все так же массово отдыхали в Сочи и выезжали в ОАЭ с Таиландом (эти направления — первая тройка новогодних туров). Правда, чуть больше обычного вызывали интерес Мальдивы и Индонезия… Как такой консервативный подход вписывается в современный рынок туризма и что нам в принципе ждать от него? «Огонек» опросил основных туроператоров и проанализировал модные тренды.
Хороший кофе, апельсиновый сок и быстрый бесплатный интернет — вот три главные составляющие идеального отдыха россиянина в новом году. Так, во всяком случае, формулируют их клиенты туроператора TUI Россия (весь 2019 год компания исследовала потребительские запросы). Из курортных развлечений наши туристы выделяют мини-диско (музыкально-танцевальные развлечения с аниматорами) и обучающие уроки по плаванию. Своих детей при этом они хотели бы видеть складывающими без клея и ножниц кусочки бумаги в фигурки — оригами снова в моде. Это рукоделие, напомню, было очень популярно несколько десятков лет назад в СССР. А до того — еще раньше, в Древнем Китае.
Кто куда?
Как ни странно, на этот раз россияне вспомнили поговорку и «подготовили сани летом» — в основном новогодние туры были заказаны еще до середины осени. «Окно бронирования» пришлось на сентябрь. Столь европейскую собранность можно объяснить двумя факторами: стабильными новогодними каникулами и накопленным опытом. В предыдущие годы те, кто приступал к поиску вариантов по компьютеру уже под наряженной елкой или прибегал в турагентства чуть не под бой курантов, были обескуражены ограниченностью выбора и злыми ценами. На сей же раз ничего подобного. «Продажи шли планомерно, без всплесков и падений, чем ближе праздники, тем выбор номеров и дат заездов становился меньше»,— заверила «Огонек» Светлана Бешанова из компании «Библио-Глобус». А представитель другого крупного игрока, ANEX Tour, Алена Хитрова считает, что налицо подъем продаж по сравнению с прошлым годом: «В 2019-м количество отправленных туристов за границу в праздники увеличилось, причем как из Москвы, так и из регионов».
Если говорить про премиальные направления (Мальдивы, элитные Карибы, Куршевель), то там виллы и шале заказывают на два года вперед. Люди все меньше готовы рисковать качеством и привыкают планировать — основные зимние маршруты россияне выкупают за полгода. При этом на рынке туроператоров принято сегментировать направления: новогодние предложения делятся на две группы — пляжные и горнолыжные. «Лыжников» формируют по странам, распределяя на три категории. Дорогими массовыми курортами считаются Австрия и Франция. В среднем сегменте — Андорра, Сочи. По данным, предоставленным «Огоньку» компанией «Библио-Глобус», Имеретинский район — основное направление для российского путешественника зимой. Туда продается около 37 процентов от всех туров, загрузка отелей и частного сектора максимальная. Кому надо дешевле, посоветуют не переплачивать за Красную поляну, а присмотреться к Румынии и Болгарии. Пляжные направления распределены по группам вне зависимости от стоимости поездки. В основе конгломерата «Азия» самые популярные направления — Шри-Ланка, Таиланд (второе место, около 24 процентов турпотока), Китай, Гоа, Вьетнам. Другая сторона планеты, под манящим названием «Карибы», расшифровывается как относительно доступные Куба и Доминикана. Кубу россияне покупают разную (Варадеро или более бюджетную Санта-Клару), но возвращаются с нее традиционно довольными. Скорее всего тем, что «этот рай» нам не грозит.
Хит сезона: насытившись храмами Камбоджи и парижским шопингом, путешественники из КНР рвутся в Россию: в 2019-м их поток увеличился на 50 процентов
Особняком стоят ОАЭ (примерно 17 процентов от проданных туров и «бронза» сезона). Тут стоит обратить внимание на конкуренцию: каждый эмират ведет свою борьбу за туристов. В массы пытаются выйти и с новыми предложениями: скажем, перед Новым годом по радио постоянно крутили ролик от Министерства туризма Бахрейна — островное королевство представляло себя как «место, идеальное для семейного отдыха». Но опытные туроператоры знают: быть на слуху — это не одно и то же, что быть востребованным. Иногда власти просто дают бюджет на информподдержку (по прикидкам экспертов, Бахрейн мог выделить в сезоне до миллиона долларов на «увеличение узнаваемости бренда»), но это не гарантия, что удастся «откусить» турпоток у классики.
Отдельно стоит выделить индивидуальный массовый туризм. В этот сегмент приходят люди с туропытом, насытившиеся городами Европы и общественными пляжами Азии. Им хочется экзотики, ощущений — и они летят отмечать Новый год по «изведанным маршрутам» в Танзанию. Здесь еще популярны Сейшелы, Маврикий, Мальдивы.
Наконец, два традиционных направления, которые в зимний топ не попадают. Любимая Турция имеет сезонность (с чем, судя по их заявлениям, представители местной туриндустрии собираются как-то бороться). А Египет все еще не смог договориться о прямых перелетах на курорты. По слухам, до марта 2020-го все российские авиарейсы сняты с этого направления, а дальше ситуация будет зависеть от грамотности политических решений египтян.
Как меняются предпочтения?
«А на глазах!» — отвечают игроки рынка. Если еще несколько лет назад человек, который приходил к туроператору, отвечал на вопрос «куда вы хотите поехать?», то сегодня правильным вопросом будет «что вы хотите делать?», объясняет генеральный директор TUI Россия Тарас Демура. «Демонстративное потребление — это не только автомобили и сумки,— продолжает собеседник "Огонька".— Это может быть и особая диета, и заявление "мне Chanel слишком попсово, я буду носить вьетнамского дизайнера". По этой теории туризм — познание себя через знакомство с социальными культурами, группами, через познание мира в целом. Человек пытается понять, как устроено общество. Ему надо выйти из замкнутого пространства своей квартиры или даже своего города, чтобы познакомиться с блюдами других народов, подышать другим воздухом. Услышать музыку. Померить одежду».
По словам Тараса Демуры, путешественники сегодня отдают деньги за впечатления.
Туризм перестал быть просто отдыхом. Профессионалы говорят о запросе на поиск «раздражителей». Всего, что способно вызвать эмоции.
За уникальные эмоции и чувства готовы платить. «Что касается экскурсий — музеи перестают быть популярными, если они не интерактивны, если не развлекают. «Зацепить» все сложнее. Раньше, чтобы получить очередь из желающих, можно было предложить: едем на матч «Реал Мадрид» и там будет Роналду, он даст вам автограф. Теперь же народ пресытился и не отличает Роналду из социальных сетей от настоящего. Инфлюенсеры уже не имеют такого веса. Блогеры сами по себе не собирают огромные группы. Хотя в качестве маркетингового хода их все еще призывать уместно». Эксперты называют короткие яркие поездки трендом ближайших лет. А важнейшим составляющим путешествия становятся «селфи-локации». Быстро, без сбоев, «в три клика» и непрерывное развлечение — вот чего ждут сегодня туристы от поставщиков услуг.
Тем не менее, по статистике, самые популярные 10 глобальных туристических направлений, такие как Рим и Париж, привлекают 40 процентов всего турпотока. Здесь возникает другой тренд — уже со стороны правительств и муниципалитетов: борьба с «овертуризмом». Те же французы ставят перед собой задачу перенаправить основную массу «гостей столицы» в регионы. А на самых популярных маршрутах хотели бы видеть более платежеспособных приезжающих, но в меньших количествах. Парижане недовольны, что их город превратился в souvenir, но при этом массово сдают квартиры (в центре уже мало кто живет постоянно), а цены растут. На что турист реагирует: по итогам масштабного исследования привычек и предпочтений миллениалов (возраст до 35 лет), проведенного компанией Roland Berger по заказу европейских туроператоров, выяснилось: молодежь считает Париж дорогим и малоудобным. Они готовы скорее приехать в столицу Франции на вечер для прогулки и посещения ночного клуба. А тратить деньги на ночевку в столичном отеле молодые европейцы считают неразумным.
Что касается трат, то горячо любимые в мире за расточительность россияне сдают позиции уже пятый год. Стандартно много покупают граждане Китая и США. Хотя глобально все туристы схожи в предмете трат: основные расходы — это еда.
Речь не о банальном гостиничном полупансионе, а снова про впечатления. Сет из семи блюд известного шефа в Барселоне, винный ужин в Долине Напа в Калифорнии или обжигающие каштаны в кульках на улице Вены — все это ощущения и воспоминания. То, на что мы готовы поменять результат нескольких месяцев офисной жизни. То, ради чего пользуемся такси или каршерингом, не покупая свою машину. Но уж зато мы отметим 5 лет свадьбы в погребах замков Луары или собирая пахучие лимоны на Сицилии! Менее креативные проедутся по мишленовским ресторанам…
Еще тренд — взять в командировку близких или выделить дополнительный день-два после конференции или переговоров. Это уже получило официальное название bleasure (от слияния business and pleasure). Туроператоры даже предлагают готовые пакеты «прицепом» к деловой поездке. Милое дело — можно не только сэкономить на билете «туда», но и время на дорогу.
Экопроблематика актуальна как никогда. Даже таких закоренелых экоскептиков, как россияне, при выборе туров заботят вопросы экологии. «Пластик — известная тема, его стараются избегать. Молодые люди спрашивают про трубочки, ищут специальную посуду. Искренне радуются, что черепашки свободно размножаются "на нашем пляже",— рассказывает Тарас Демура.— Люди довольны, когда мы говорим, что отель построен из экологически чистых и легко перерабатываемых материалов. Многие чуть переплатят, но поедут именно в такой». Также, по опросам, туристы не против заплатить от 2 до 10 долларов с поездки в условный «фонд восстановления природы».
И вот еще что. Все больше тех, кто предпочитает путешествовать в одиночестве. Причем это осознанный выбор, а не проблема с поиском попутчиков. Наоборот, соло-туристы легко знакомятся уже на месте: как лично, так и с помощью соцсетей. Пара примеров.
Лилии Ч. 28 лет, в Москве два года, на жизнь зарабатывает сама. Лилия — стилист и визажист, помогает выглядеть «лучше Ким Кардашьян» на фото в Instagram, ведет курсы «принятия внешности». «В основном я трачу на аренду квартиры, еду в ресторанах и путешествия. Комфортно мне будет, когда получится зарабатывать около 700 тысяч рублей в месяц,— подсчитывает Лилия.— Но и тогда я не изменю привычкам и все равно буду ездить в отпуск без заготовленного маршрута и без партнера. Мне нравится выбрать страну, прилететь в город, не обязательно столицу. Сесть в кафе и решить, что я буду есть. Уже потом — где планирую ночевать. В этом году в Греции я сначала провела неделю в Салониках. Потом поехала по островам. Познакомилась с молодым человеком, и мы вместе добрались до Афин. Заодно я там прочитала лекцию о новинках в профессии: "кинула" объявление в Facebook, за неделю собралась группа. С этим парнем — греком — мы дружим, переписываемся. Зимой поеду вокруг своего дня рождения в феврале. Еще не решила куда, но точно одна, так проще, да и себя хочется побаловать качественно проведенным временем... с собой».
Одиночниками могут быть и люди постарше. Этой осенью 58-летняя Лариса С. из Москвы три недели путешествовала по Крыму, а потом еще на две «осела в санатории. Воспользовалась локацией, чтобы подтянуть здоровье уж заодно. Там мы быстро сошлись с отдыхающими, устраивали вечерние вылазки в прибрежные кафе»,— признается бабушка двух внучек. Муж ждал дома. «Крыма ему хватило в юности».
Популярность набирает и «иммерсивный туризм», как и все, что предполагает погружение (от английского immersive). Армия поклонников «Игры престолов» уже несколько лет шерстит по миру в поисках аутентичных съемочных локаций из сериала. Мальта, Ирландия стали модными кинонаправлениями.
А на Эвересте из коммерческих туристов получилась «пробка» — на финальном восхождении, надо понимать. Из-за чего погибли люди. По этим событиям недавно сняли фильм, и знаете какой результат? Число смельчаков, мечтающих поехать на Эверест и «погрузиться», удвоилось.
Вывод: туризм «со значением» заменяет обезличенные походы за магнитиками и даже по классическим музеям.
Веселее махнуть по местам жизни любимого писателя или окунуться в реку Иордан «ровно» на месте крещения Иисуса Христа, если уж 19 января оказался в Израиле. Если в Иордании — не беда, вам предложат «точное» место крещения с другой стороны реки.
Куда мы катимся?
В топ-5 основных игроков на туристическом рынке в России попадают компании Anex Tour, Coral Travel, Pegas Touristic, ТUI и «Библио-Глобус». Не так давно за места в пятерке бились «Натали Турс» и «Интурист», но драматическое банкротство первой и смена владельцев второй внесли коррективы. Тут стоит признать, что отечественным компаниям повезло — россияне не слишком следят за флуктуациями на рынке туризма и мало обращают внимание на нестабильность. Да, по закону «Об основах туристской деятельности в РФ» туроператоры обязаны делать отчисления в спецфонды и быть застрахованными. Но с репутационными потерями работать в России все равно пока проще, чем в той же Европе. Так, после банкротства «Натали Турс», по свидетельствам участников рынка, ее бывшие владельцы уже через два месяца открыли другую компанию и вновь продавали туры.
А вот обрушившаяся в 2019-м новость об отказе старейшей британской тревэл-компании Thomas Cook (работала с 1841 года) выполнять свои обязательства перед туристами потрясла мировой рынок туризма. Британскому правительству пришлось репатриировать свыше 150 тысяч туристов. Надо сказать, что и в России компания была известна: ей как раз принадлежал отечественный «Интурист». Говорили и о покупке иностранцами «Библио-Глобуса», но после банкротства британского гиганта менеджмент российской компании заявил, что сделка не состоялась в связи с неспособностью покупателя выполнять обязательства. Представители «Библио-Глобуса» подтвердили «Огоньку» информацию о расторжении сделки.
Тем не менее главный вопрос, поставленный этим банкротством, в силе: а нужны ли туркомпании в принципе, если надежнее подбирать туры самостоятельно? В Европе, где сегодня в туристические компании обращается в основном возрастная категория 50+, у турагентов на этот случай в ходу поговорка: «ничего, каждый дорастет до того, чтобы стать нашим клиентом». А вот в США вопрос, по сути, решен, и не в пользу крупных туроператоров.
Дело в том, что в США люди сверхмобильны. В силу географической удаленности американцы предпочитают путешествовать по своему континенту, даже поездка в Чили или Перу не воспринимается как крутая экзотика, а перемещения внутри США, в Мексику или в Карибский регион — вполне заурядные путешествия, которые каждый способен рассчитать на компьютере и которые, в силу географического разнообразия, покрывают практически все туристические аппетиты. В силу этого крупных туроператоров в США нет, а рынок работает по-другому. Да, есть турагенты, но можно обойтись и без них: достаточно зайти на сайт Booking.com или Expedia, а многие предпочитают собирать себе туры прямо на сайтах авиакомпании и отеля. Американцы на отдых далеко не летают, визы им не нужны, принимающая сторона говорит по-английски.
Некоторые эксперты уже пророчат и европейской модели скорый переход на такую же схему. Но сегодня рынок Старого Света (и наш включительно) делят туристические компании и интернет-платформы, причем к первым пока еще больше доверия. Тарас Демура объясняет это двумя факторами. Во-первых, вашим агентом выступает условная «тетя Люся», которая была в том отеле, что вас интересует, именно в декабре и знает все про погоду, ветер, сок и детскую комнату. «Тетя Люся» «ведет» вас лично: ей вы можете рассказать об аллергиях дочери и лени мужа… Во-вторых, создать платформу, на которой можно было бы собрать тур воедино — сложная задача, о которой игроки рынка в нашем случае только мечтают. Надо знать все о получении визы, самому найти гида, выбрать отель и билет, глянуть таможенные правила, заказать прокат машины или трансфер, прикинуть экскурсии и так далее. Самому это сделать непросто, затратно по времени, да и велика вероятность ошибки. Вот люди и приходят (ногами или звонками) к агенту, даже при наличии современных сайтов типа Booking.com в интернете. Что касается самих крупных туркомпаний в этом контексте, то ясно: в выигрыше будет тот, кто первым сделает такой диджитал-конструктор.
В Аnex Tour, впрочем, к конкуренции с новыми технологиями относятся спокойно и угрозы в развитии интернет-платформ не видят: «Всем нужно заниматься своей работой. Задача туроператора — предоставить качественный и востребованный продукт. Задача турагентства — грамотное консультирование, подбор и бронирование тура для туриста. Сейчас активно развиваются онлайн-агентства и онлайн-агрегаторы туров, они для нас являются также партнерами розничных продаж». По словам представителей оператора, реализация туров идет через турагентов, поэтому агрегаторы типа Booking.com не сильно влияют на работу оператора.
Пара слов о том, как устроен сам выбор. Не важно, скажем, смотрите вы самостоятельно тур на сайтах или «пришли» на страничку агентства — цена путешествия моделируется для вас. Для зашедших на страничку авиакомпании с айфона цена будет выше, чем для тех, кто работает на Windows. Каждый оператор имеет свою программу. Расчетами занимается робот. Программа анализирует спрос, предлагает цену менеджерам, те обсуждают условия с отелями, исходя из реальных данных. Отели и другие подрядчики всегда идут на диалог, так как факты, приведенные программами, очевидны. Иногда сами выходят с предложением по корректировке цен. Можно ли обмануть контрагентов? Приличные компании так никогда не сделают, но теоретически есть возможность не отобразить в отчете проданные туры, «придержать» их и показать представителям отеля данные о скудном спросе. Те будут вынуждены снизить цену, разница останется у продавца.
Главные преграды на пути развития туризма в РФ известны
Программа, к слову, реагирует и на количество ваших обновлений. Если заходить несколько раз в час, робот поймет, что цена очень важна и может «разжалобиться». Но если тур в США вы будете, к примеру, искать на два дня, корыстная программа догадается, что вы бизнесмен и покажет дорогой номер в отеле. Для семьи же понимающий робот выдаст более приемлемый вариант. В программе компании TUI сегодня сотни миллионов предложений. И ваше будет зависеть от массы факторов.
Впрочем, это все заботы сегодняшние. А что ждет туриста через десять лет? Один из новых трендов, которого профессионалы опасаются, а потребители ждут, называется «диванным туризмом». Попросту говоря, путешествием без перемещений — онлайн. Есть ли риск, что он придет и сметет на своем пути всех сегодняшних игроков как айфон — раскладную нокию? Вряд ли. Скорее, считают эксперты, виртуальный туризм послужит дополнением к туризму реальному. Конечно, поехать с любимым человеком на Мальдивы и сидеть дома в шлеме на голове — вещи разные. Но вот представьте, что у вас ограничения на выезд по службе или вам визу не дали. Или здоровье не позволяет. Или до отпуска еще больше полугода. Или надо выбирать между ремонтом и поездкой. Да и вообще виртуальная реальность открывает туристу иные возможности. Представляете, каково это — поднимаясь по лестнице в Зимнем дворце, «столкнуться» с императорской семьей? Или поболеть за любимого гладиатора в Колизее...
Второй по ожидаемости вид путешествий будущего — космический туризм. Такие предложения уже есть. За смельчаков конкурируют два бизнесмена из США: Джефф Безос и Ричард Бренсон.
Последний берет по 250 тысяч долларов с человека за запланированное на 2020-й путешествие до 100 км от Земли, хотя многие прочат перенос даты. Как бы то ни было, эра массовых безопасных космических экспедиций пока не на пороге.
А вот традиционные морские круизы в тренде — несмотря на всю индивидуальность запросов, ежегодно половина путешествующих планирует отпуск на море. Эксперты объясняют этот парадокс так: будущее, конечно, выглядит романтично, но в рамках бизнеса усложнение — не всегда лучший путь к заработку. Да и к отдыху тоже.
В конце концов, как показал закрывающийся на днях зимний сезон, наш собирательный российский турист тоже был не прочь провести новогоднюю ночь «незабываемо». Но вечером 31 декабря сел как миленький за стол на Красной поляне (или в Таиланде) и наслаждался развлекательной программой, приготовленной по тем же лекалам, что и в прошлом году. А наутро 1 января расслабленно уткнулся в телефон, потягивая апельсиновый сок и наслаждаясь в меру резвым интернетом...