«Совпадение просто невероятное»

Максим Юсин — о версиях крушения украинского самолета в Иране

8 января сразу после вылета из аэропорта Тегерана разбился украинский Boeing 737. На борту самолета было 176 человек. Об этом сообщает МВД Украины. Никто из них не выжил. Как сообщает «РИА Новости», большинство людей на борту были гражданами Ирана. Находились ли на борту россияне, пока неизвестно. Лайнер «Международных авиалиний Украины» следовал из Тегерана в Киев, он рухнул почти сразу после взлета в 30 км от аэропорта. Как заявил «РИА Новостям» официальный представитель воздушной гавани, причиной крушения могло стать возгорание двигателя самолета. По данным иорданского издания Al-Hadath, борт был случайно сбит иранскими ПВО. Но Тегеран эту версию отвергает. В ночь крушения самолета Иран нанес ракетный удар по двум военным базам в Ираке. Это стало ответом на гибель иранского генерала Касема Сулеймани, он был убит 3 января недалеко от Багдада по приказу президента США Дональда Трампа. Страна могла бы обвинить американцев в крушении украинского самолета, но судя по сообщениям, которые поступают от властей, Тегеран не хочет политизировать катастрофу, говорит международный обозреватель “Ъ” Максим Юсин.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

— По одной из версий, которую в том числе озвучивают и иранские СМИ, правда, неофициально, украинский самолет был сбит системами иранских ПВО, официальные власти это отрицают. Что бы такой сценарий значил для Ирана?

— Конечно, совпадение просто невероятное, что в один день происходят подобные вещи, и сразу же в голову будут лезть различные версии. Прежде чем всерьез обсуждать, нужно иметь какие-то факты. Что удивило меня изначально в этой истории? Уж очень быстро из Тегерана стали приходить сообщения о том, что стало причиной трагедии с самолетом, так молниеносно это обычно не делается. В ближайшие если не минуты, то часы власти уже официально выдвинули версию возгорания двигателя и технических проблем. Это немного меня удивило. С другой стороны, если все действительно так, как описывает Иран, то мы об этом скоро узнаем, это визуально должно быть заметно. Спасатели уже нашли черные ящики, а с учетом того, что расследование подобных авиакатастроф происходят по достаточно строгому протоколу, все-таки есть вероятность того, что истинные причины вряд ли удастся скрыть. В любом случае расследование будет проводиться, несмотря на всю специфику нынешней международной ситуации и тегеранского режима. Представителей международных властей допустят к расследованию, и мы все узнаем.

— Такие совпадения — это действительно какая-то совершенно уникальная ситуация. Может ли Тегеран использовать это, обвинив США в нападении и в том, что самолет сбили их системы?

— Это первое, что мне пришло в голову, когда я увидел эти новости. Тегерану следовало бы раскручивать идею того, что американцы дестабилизировали ситуацию на Ближнем Востоке и то, к каким последствиям это привело. Но опять-таки в этом случае нелогичны действия властей, которые мгновенно приводят вполне себе техническую версию аварии, это немножко смущает и сбивает нас с логики рассуждений.

— Максим, можно сказать, что сейчас счет идет уже фактически на часы. Сначала были ночные ракетные атаки КСИР, потом падение самолета утром в аэропорту Тегерана? Что будет дальше?

— Ситуация сложнейшая, те из мировых лидеров и союзников США, кто уже успел сделать заявления, главным образом призывает Штаты к деэскалации. Очевидно, что это все затеял Трамп, но тем не менее кто-то должен остановиться, но для этого нужны логические обоснования, чтобы можно было сохранить лицо. В данном случае мир поверит американцам, а не иранцам, которые утверждают, что в ходе ракетных ударов было 80 жертв. Если США остановятся, то есть шанс, что и Тегеран сделает то же самое, заявив своим соотечественникам, что вот, видите, мы нанесли удар, было отправлено 20 крылатых ракет. Если можно вообще говорить о благоприятном сценарии, то лучше если бы и Иран, и Америка остановились.

Все, что Трамп наговорил по поводу 52 целей, в том числе объектов культурного наследия — это чудовищно и открывает глаза всем, даже тем, кто сейчас сочувствует ему в рамках начинающейся предвыборной кампании.

При Обаме такого безумия, которое может сейчас втянуть весь регион в абсолютно чудовищный цикл насилия, не было бы. Я сейчас нахожусь в Африке, общаюсь с иностранными туристами, и они уже думают, как им возвращаться домой, потому что очень многим нужно лететь через все это пространство Ближнего Востока — через Дубай и Катар, по которым иранцы могут наносить удар именно.

Онлайн-трансляция: Иран атаковал военные базы США в Ираке

Смотреть

— Эта ситуация каким-то образом скажется на сегодняшней церемонии открытия «Турецкого потока»?

— Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган несомненно будут говорить об этом, и в данном случае я надеюсь, что как Москва, так и Анкара, хотя насчет наших коллег у меня есть некоторые сомнения, выступят стабилизирующим фактором в этом ситуации.

Америка и Иран явно пошли вразнос, и, по мнению многих, уже давно в мире должен появится какой-то стабилизатор.

Надеюсь, это все-таки будет Европейский союз, скорее всего, Пекин, учитывая его глобальную роль и амбиции, я надеюсь, что это будет Москва и что Анкара не начнет вставлять палки в колеса. Но пока сейчас и Россия, и Турция, конечно, находятся на периферии общественного внимания.

Беседовал Петр Косенко

Вся лента