Педро Санчес удержал премьерство
Правительство Испании готово к переговорам по Каталонии
Генсекретарь Испанской социалистической рабочей партии Педро Санчес официально возглавил первое коалиционное правительство в послевоенной истории Испании. Его присяга должна положить конец периоду политической нестабильности в стране, где только за последний год дважды прошли всеобщие парламентские выборы. Многое, впрочем, будет зависеть от того, как новому правительству удастся провести переговоры по каталонской проблеме.
Церемония принесения присяги прошла в среду во дворце Сарсуэла — официальной резиденции короля Испании. В присутствии Филиппа VI атеист Педро Санчес поклялся на конституции «добросовестно и честно выполнять обязанности председателя правительства, преданно служить королю, соблюдать и обеспечивать соблюдение конституции как основного закона государства, а также хранить тайну обсуждений Совета министров».
Затем, обращаясь к королю, господин Санчес пошутил: «Восемь месяцев ради десяти секунд».
Новому испанскому премьеру действительно пришлось ждать восемь месяцев с апрельских выборов прошлого года, чтобы вновь официально занять кресло главы правительства. Лидер испанских социалистов возглавил кабинет министров еще летом 2018 года, когда депутаты парламента впервые в истории страны выразили вотум недоверия действующему правительству Мариано Рахоя. Потерявшие власть правоцентристы предупреждали тогда, что страну ждет период нестабильности,— и не ошиблись. Уже в апреле по итогам парламентских выборов социалисты, несмотря на формальную победу, не смогли сформировать правительство, из-за чего пришлось назначить на осень новые досрочные выборы. Их вновь выиграла Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП). Все это время господин Санчес оставался исполняющим обязанности премьера.
В итоге формирование правительства стало возможным благодаря его переговорам с левыми партиями. «Левые республиканцы Каталонии» согласились воздержаться на голосовании и не препятствовать назначению Санчеса премьером, а левая коалиция Unidas Podemos («Объединившись, мы можем») — поддержать его и войти в правительственную коалицию.
Во вторник 7 января нижняя палата испанского парламента со второй попытки наконец утвердила Педро Санчеса на посту главы правительства: за проголосовали 167 депутатов, против — 165, еще 18 воздержались.
Согласие «Левых республиканцев Каталонии» не препятствовать его выборам, господин Санчес получил в обмен на готовность к переговорам по каталонскому вопросу.
«Расстановка политических сил была такова, что 120 голосов ИСРП и 35 Unidas Podemos было недостаточно для формирования правительства, так что пришлось вести долгие переговоры с баскскими и каталонскими националистами, чтобы они воздержались при голосовании. Такое соглашение было достигнуто, и во вторник Педро Санчес получил незначительное большинство. Тем не менее правительство теперь будет сформировано, и это главный итог»,— пояснила “Ъ” старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Екатерина Черкасова.
Между тем, по ее словам, цена такого соглашения будет очень высокой. «Во-первых, Unidas Podemos — радикальная группировка левацкого толка, которая изначально появилась как протестное движение против вообще всего: политических партий, конституции, политической системы — и за выход Испании из НАТО, ЕС и зоны евро. Впоследствии они, конечно, смягчили свою позицию, но теперь именно их лидер Пабло Иглесиас станет вице-председателем правительства. И конечно, он будет оказывать значительное влияние на процесс принятия решений»,— отмечает эксперт.
«Вторая часть проблемы — это каталонские националисты,— говорит Екатерина Черкасова.— При любом последующем голосовании, в том числе за бюджет страны, премьеру Санчесу также понадобятся их голоса, и продавать эти голоса они будут очень дорого».
Эксперт отметила, что несмотря на обещание провести переговоры по каталонской проблеме, достичь какого-то соглашения и вынести его на референдум, никто пока не может предположить, чем эти переговоры и возможный референдум окончатся. «И конституционность этой меры в любом случае будет вызывать определенные сомнения»,— добавляет госпожа Черкасова.