Маркетплейсы доставят еду
«Азбука вкуса» начала поставки в Ozon
Испытывающая сложности с бизнесом «Азбука вкуса» ищет новые каналы продаж: сеть начала поставлять продукцию под своими брендами в Ozon. Партнерства с продуктовыми ритейлерами планируют и другие маркетплейсы. Но продажи в масштабах страны пока ограничены узким ассортиментом пригодных для длительной транспортировки продуктов.
О том, что Ozon начал сотрудничество с «Азбукой вкуса», “Ъ” рассказали в интернет-компании и подтвердили в торговой сети. Ассортимент представлен более 500 позициями под собственными торговыми марками (СТМ) «Азбуки вкуса» («Просто азбука», «Наша ферма» и пр.) и из собственного импорта. В их числе — напитки, чай, макаронные изделия, орехи, бакалея и т. п. Планируется расширение ассортимента. Цены аналогичны представленным в магазинах. Заказ доступен в 6,5 тыс. населенных пунктов по всей стране, говорят в Ozon.
Там уточняют, что работают с «Азбукой вкуса» по модели маркетплейса: ценами и ассортиментом ритейлер управляет сам, а площадка обеспечивает логистику и трафик и за каждый заказ берет комиссию. Вице-президент по электронной коммерции «Азбуки вкуса» Дмитрий Лебедев отметил, что пилотный проект рассчитан на развитие продаж собственного импорта сети в регионы. Сегодня у «Азбуки вкуса» более 100 одноименных супермаркетов и свыше 50 магазинов AB Daily работают в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что «Азбука вкуса» стала вторым игроком после «Вкусвилла», работающим с маркетплейсами (продает товары через Ozon и Wildberries). В Wildberries данные по продажам «Вкусвилла» не раскрывают, но говорят, что оборот продуктов питания в целом в 2019 году вырос почти в одиннадцать раз в натуральном выражении и почти в восемь раз в деньгах. Там планируют привлечение новых поставщиков, в том числе продуктовых ритейлеров. В «Беру» говорят, что уже договорились о размещении ассортимента с ГК «Дикси» (включает супермаркеты «Виктория») и ведут переговоры с другими сетями. В «Дикси» и «Вкусвилле» не предоставили комментарии.
По словам Михаила Бурмистрова, торговля через маркетплейсы может быть интересна сетям с уникальным ассортиментом, собственными брендами, прямым импортом и ограниченной представленностью в регионах. Для «Азбуки вкуса», которая в 2019 году замедлила органический рост, поставки в Ozon могут позволить увеличить продажи СТМ с минимальными инвестициями, полагает он. По данным Infoline, в 2019 году число супермаркетов «Азбука вкуса» выросло на два объекта, а количество магазинов AB Daily не изменилось.
В сети гипермаркетов Globus говорят, что маркетплейсы могут быть интересны сетям для размещения СТМ с целью повысить узнаваемость марки. Там развивают онлайн-продажи через свой интернет-магазин и сервис igoods. В X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магните», Auchan и Metro на вопросы не ответили.
Бизнес «Азбуки вкуса» испытывает сложности. По данным «СПАРК-Интерфакс», за январь—июнь 2019 года операционная компания сети ООО «Городской супермаркет» получила 30,82 млрд руб. выручки и 534,77 млн руб. чистого убытка. На этом фоне «Азбука вкуса» начала тестировать новую концепцию супермаркетов с корнерами с готовой едой, планирует доставку готовых рационов. Но, отмечает господин Бурмистров, только продажи единичных продуктов питания через маркетплейсы могут приносить более 1 млн руб. в год. По словам Дмитрия Лебедева, «Азбука вкуса» в первом квартале 2020 году планирует запустить продажи и на маркетплейсе группы «М.Видео-Эльдорадо» goods.ru.