Склады утомлены ожиданиями
Компании готовы делать государству скидки в обмен на ограничение импорта
Статистика Росстата доказывает: ускорение роста ВВП в третьем квартале 2019 года объясняется увеличением запасов и потребления граждан при незначительном росте инвестиций. Деловая активность, спрос и отпускные цены в четвертом квартале продолжили снижаться. Ожидаемое властями их оживление в 2020 году, как и в 2019-м, целиком связано с госвливаниями. Но руководители промышленных компаний считают, что к инвестированию их могут подтолкнуть не госсредства, а снижение цен на импортное оборудование и одновременно еще большее ограничение конкуренции с импортом. Защищенность прав собственности в этом контексте волнует лишь 3% респондентов.
Данные Росстата об использовании ВВП за третий квартал 2019 года лишь подтвердили то, о чем уже неоднократно писал “Ъ” (например, 29 декабря 2019 года): роль запасов в динамике экономики заметно увеличилась. Если во втором квартале доля запасов в ВВП составляла 3,2%, то в третьем — 5,2%, годовой прирост валового накопления (включает запасы) соответственно ускорился с 3,1% до 4,2% при замедлении прироста накопления основного капитала (капвложения) с 1% до 0,7%.
«Прирост валового накопления обеспечивался ростом запасов товаров для перепродажи в торговле, а также незавершенного производства»,— поясняют в статведомстве.
В то же время годовые темпы роста конечного потребления домохозяйств ускорились с 2,8% во втором квартале 2019 года до 3,1% в третьем. «Конечное потребление увеличилось в основном за счет роста приобретения населением услуг, преимущественно транспортных и финансовых» (среди последних быстрее всего росли банковские операции и переводы), обнаружили в Росстате. При этом физический объем экспорта товаров сократился на 1,7% (в основном за счет топливно-энергетических товаров), а импорт товаров вырос на 3,6%, что снизило долю чистого экспорта в ВВП третьего квартала до 6,1% с 9,6% год назад.
Напомним, в четвертом квартале 2019 года темпы роста потребления домохозяйств ускорились (см. “Ъ” от 19 декабря 2019 года): граждане активно покупали в том числе и непродовольственные товары. Однако производственная активность продолжала остывать, что теперь помимо опережающих индикаторов лишний раз подтверждают и данные Росстата: выпуск в базовых видах экономической деятельности в ноябре вырос лишь на 1,5%, в годовом выражении это минимум с мая после роста на 3,1% в октябре и сентябре. В декабре PMI Markit зафиксировал наименьшую среднеквартальную активность в промышленности РФ за последнее десятилетие, хотя ее ухудшение и стало минимальным с августа 2019 года: спрос и новые заказы продолжали сокращаться, запасы — расти, а отпускные цены продемонстрировали абсолютное снижение. «Явное торможение спроса и рост избыточности запасов готовой продукции заставили промышленность в декабре перейти к более решительному сокращению выпуска»,— отмечается в декабрьском бюллетене конъюнктурных опросов промышленников ИЭП им. Егора Гайдара.
Заметим, что планы промышленности при этом остаются крайне оптимистичными (а их отрыв от реальности становится все более значительным).
Последнее объясняется ожиданиями спроса со стороны государства — по задумке чиновников экономического блока правительства, он должен разогнать и частные капвложения. Впрочем, судя по ответам респондентов ИЭП на вопрос о том, что может стимулировать их инвестиции (вопрос задавался в ноябре), ясность и предсказуемость экономической политики, недостаток которых традиционно занимал первое место среди причин, затрудняющих капвложения (предсказуемости госполитике добавили нацпроекты), уступил лидерство фактору стоимости машин и оборудования. «С учетом того, что предприятия по-прежнему считают, что на территории РФ не производится весь ассортимент нужного промышленности оборудования, это выглядит вполне логично»,— отмечают в ИЭП. Как ни парадоксально, третьим по значимости фактором стала необходимость в защите компаний от конкурирующего импорта — по популярности он обошел потребность в налоговых льготах. Защищенность прав собственности при этом волнует лишь 3% респондентов, что может указывать на увеличение доли государственных, квазигосударственных и приближенных к государству предприятий.
В условиях, когда государство становится одним из основных производителей промышленной продукции, риски устойчивости экономического роста увеличиваются. Так, в обновленном среднесрочном прогнозе ИНП РАН отмечается, что Россия находится в стагнационной ловушке. «Основные риски для экономического роста в 2020 году будут связаны с эффективностью госрасходов в рамках национальных проектов. В случае слабого влияния на экономическую динамику у бизнеса и населения окончательно укоренятся ожидания низких темпов роста доходов в среднесрочной перспективе, что отразится на инвестиционных решениях и потребительском спросе на товары длительного пользования»,— заключают академики.