Автопроизводители привыкли к безопасности

Как минимизируются риски для водителей

Электрокары Tesla догнали немецкие автомобили по уровню безопасности. В рейтинге «Лучшие в классе», составленном Euro NCAP по итогам прошлого года, две модели Tesla — Model 3 и Model X — заняли первые места сразу в трех категориях из семи. Аналогичные результаты показали немецкие автомобили разных марок — Audi, BMW и Mercedes-Benz, а всего высоких оценок за безопасность водителей и пешеходов удостоились более 40 автомобилей. Кто оказался в лидерах? И актуальны ли эти данные для России? Разбирался Владислав Викторов.

Фото: Aly Song/File Photo, Reuters

Лидерами рейтинга «Лучшие в классе» стали немецкие автопроизводители. В категории «Малый семейный автомобиль» не нашлось равных Mercedes-Benz CLA, в самом конкурентном сегменте — «Супермини» — первое место заняла Audi A1, а в классе «Большой семейный автомобиль» лучшей оказалась BMW 3 серии, но она делит лидерство с Tesla Model 3. Последняя также заняла второе место в категории «Электромобили и гибриды», а первое — тоже у Tesla, только Model X, которая оказалась еще и лучшей среди больших внедорожников. Для электрокаров это выдающийся результат, хотя экспертов Euro NCAP больше впечатлило то, что 2019-й оказался рекордным по числу автомобилей, получивших пять звезд. Вскоре требования к автопроизводителям могут ужесточить, полагает заместитель главного редактора портала Motor1.com Юрий Урюков: «Сейчас новый автомобиль любой престижной марки получит в рейтинге Euro NCAP получит высокую оценку — безопасность на пять звезд машина, скорее всего, обеспечит. Естественно, любой производитель стремится в своей рекламе подчеркнуть, что его автомобили безопасны, поэтому сейчас идут разговоры, что критерии Euro NCAP могут ужесточить, чтобы автопроизводителям снова было к чему стремиться.

Всего эксперты Euro NCAP испытали 55 автомобилей — они проверяли не только устойчивость машин к столкновениям, но и эффективность систем помощи водителю. В исследованиях участвовали также автомобили, не представленные на российском рынке: например, кроссоверы Mazda CX-30 и Volkswagen T-Cross. В Европе многие модели оснащаются «умными» ассистентами или дополнительными системами пассивной безопасности уже в базовой комплектации: так, в Германии у самой доступной Scoda Octavia — семь подушек безопасности, а в России у базовой модели — только две. Это нужно для того, чтобы сдерживать цены, поэтому для россиян результаты таких исследований не всегда актуальны, продолжает Юрий Урюков: «С одной стороны, рейтинг — это показатель того, что производители работают над своими автомобилями, и если модель безопасна в Европе, то она будет безопасна и в России.

Но в плане безопасности Европа пока опережает Россию — такие вещи, как системы стабилизации или предотвращения столкновений, там давно вошли в обиход, а у нас клиентов не заставляют доплачивать за них по умолчанию, потому что это достаточно дорого. Россияне чаще выбирают комфорт».

Осенью прошлого года собственную оценку систем помощи водителю провела Американская автомобильная ассоциация — эксперты пришли к выводу, что «умные» ассистенты часто не замечают пешеходов в ночное время, причем нередко проблемы начинаются уже на скорости 30 км/ч. Такие системы появились совсем недавно, поэтому пока действительно могут допускать ошибки, отмечает главный редактор портала Авто@Mail.ru Денис Смольянов: «То же самое происходило с антиблокировочной системой тормозов — когда она только появилась, многие ее критиковали, но прошло несколько лет, и эти системы сделали новый скачок в своем развитии.

То же мы наблюдаем сейчас со всевозможными системами экстренного торможения: пройдет лет пять, может быть, десять, и такие системы станут абсолютной нормой».

Как бы то ни было, специалисты Euro NCAP называют прошедший 2019-й самым впечатляющим годом с точки зрения автомобильной безопасности. Правда, в России согласиться с ними могут лишь владельцы премиальных авто — пока именно такие машины обеспечивают водителям повышенную безопасность даже в базовой комплектации.

С 1 января в России подорожали новые автомобили: по данным “Ъ”, их стоимость увеличилась на 2-6% в разных ценовых сегментах. Автодилеры объясняют рост сезонной инфляцией и повышением утилизационного сбора.

Владислав Викторов

Вся лента