«Ты должен делать то, что устраивает твоего игрока»
Вячеслав Макаров рассказал “Ъ”, как World of Tanks поедет на Госдуму
Директор по продукту World of Tanks компании Wargaming.net Вячеслав Макаров намерен создать Партию прямой демократии, которая планирует принять участие в региональных выборах 2020 года и затем в парламентских 2021-го. Об этом он рассказал в интервью корреспонденту “Ъ” Ангелине Галаниной. Особенностью новой партии станет мобильное приложение, основанное на технологии блокчейн, посредством которого будет осуществляться голосование членов движения и соцопросы.
— Как вам пришла в голову идея создать столь специфичную партию?
— Современная форма демократии выглядит так: приходит человек на избирательный участок, ставит галочку в бюллетене и кидает его в урну для голосования. С некоторыми нюансами голосование было таким и в начале прошлого века в США или в Великобритании.
Прошло сто лет, появился интернет, но он в современном избирательном процессе используется примерно никак. Гребем на галере в период атомных ледоколов.
Чисто технологически выборы в нынешнем виде — устаревшая история.
Нужно двигаться вперед. Мы хотим создать приложение, доступное в первую очередь зарегистрированным членам партии, которые смогут проголосовать за то, что будет делать партия. Затем появится механизм, позволяющий узнать, чего хочет общество. Пока это ни технологически, ни организационно не проработано. Целью партии на ближайший год будет, в том числе, создание такого механизма.
— Социологические опросы показывают, что россияне все же не очень доверяют цифровым нововведениям. Кроме того, пока даже государственные структуры, предлагая электронное голосование, не могут дать гарантий от взлома системы, фальсификаций. Почему люди должны поверить вам?
— В Москве в прошлом году провалился эксперимент по электронному голосованию, потому что вся схема не подразумевала понятной даже техническим экспертам верификации базы данных. Существует способ избежать накрутки голосов — использование блокчейн-технологий. Они не позволят изменять данные, которые занесены в систему без фиксации производимых изменений. Если срастить блойкчейн с авторизацией, то можно будет говорить о надежности системы голосования. Доверие происходит из того, что люди, которым они более-менее доверяют, подтверждают, что эта система может работать надежно и не взламывается.
— Какие у вас прогнозы относительно будущего партии?
— Я известен большому количеству россиян как разработчик игры World of Tanks. И у меня есть история взаимоотношений с игроками, какой-то объем доверия. У нас сильные технические эксперты, постараемся пригласить еще в оргкомитет других известных и авторитетных людей.
Что в России, что в ЕС, что в США, человек, победивший на выборах, не несет перед своими избирателями ответственности до следующих выборов. Ты голосуешь за партию, обещающую одно, но делающую другое, и в итоге народ оказывает поддержку личностям, и в мире начинают побеждать популисты — Дональд Трамп, Владимир Зеленский, Борис Джонсон. А мы не про это.
Обещаем избирателям, что то, что мы им сказали, будем делать. Мы — партия идеи и обязательства, не вождистского типа. Гражданину надо вернуть понимание, что его голос что-то решает. На уровне партий, которые уже существуют в России, этого не произойдет никогда. Они уже живут в той системе, в которой ни за что не отвечают.
— Кому ваши обещания покажутся убедительными, кто может стать вашим основным избирателем?
— Любой гражданин России, который не хочет, чтобы после выборов его продолжали обманывать. Обещаем на входе, что если у нашей партии появятся депутаты в региональных, городских собраниях и в Госдуме, то по всем ключевым вопросам, мы будем спрашивать мнение населения.
— Все партии имеют свои социологические службы...
—Соцопросы ни к чему не обязывают. У нас все будет четко: провели опрос среди членов партии, потом наш депутат пошел голосовать.
Когда ты делаешь игры, ты должен делать то, что устраивает твоего игрока, иначе он просто уходит. Этим принципом и руководствуюсь
Если мы будем выдерживать эту договоренность — что вы сказали, то и делаем — через какое-то время нас будет поддерживать большее число людей.
— Создать партию легко, но зарегистрируют ли ее и сможет ли она пройти на выборы?
— Надеюсь, успеем зарегистрироваться до региональных выборов. Это оказалось не так уж просто: существует много бюрократических шагов, которые надо проделать и при этом еще увязать с идеей внутрипартийной демократии. Учредительный съезд проведем 5 марта. Пока собираем инициативных граждан в регионах, потому что законодательство требует не менее чем в половине субъектов наличие региональных отделений. В первую очередь это будут разработчики крупных региональных ИТ-компаний.
Пока не рассчитываем на большие успехи. Каждые выборы для нас будут полигоном, на котором мы сможем нашу идею опробовать и понять, как она работает.
— Сколько вы готовы потратить денег на реализацию данного проекта?
— У меня приличная зарплата. На разработку технологической платформы для голосования готов потратить миллион долларов, в остальном распланировал финансы пока до проведения первого съезда. На него будет потрачено 5 млн руб. Стоимость региональных кампаний от региона к региону сильно варьируется. И до тех пор, пока мы не определимся с теми регионами, в которых будем участвовать, а их под двадцать штук в этом году, не сможем посчитать наши расходы. Очевидно, что не будем распыляться на все регионы сразу. Начнем с тех субъектов, где существуют дружественные нам компании.
— Не планируете после выборов в Госдуму выставить свою кандидатуру в 2024 году на президентские выборы?
— Я вообще не хочу идти на выборы, занимаюсь огромным проектом, который не собираюсь бросать. Но чем благополучнее страна у нас и чем лучше живут наши игроки, тем больше у них времени поиграть в World of Tanks и потратить там денег. Сделать так, чтобы в России было неплохо,— это мой прямой интерес.