Зимняя смена
Прошел пятый Live Fest
В зале «Роза Холл» на курорте «Роза Хутор» недалеко от Сочи закончился очередной фестиваль Live Fest. О том, почему это хорошо, когда под одним брендом существуют два фестиваля, летний и зимний, рассказывает Борис Барабанов.
В 2018 году Live Fest заменил на популярном горнолыжном курорте «Роза Хутор» рождественский фестиваль, который ранее проводил там Григорий Лепс. Первая же обойма артистов нового события представляла собой цвет отечественного хип-хопа в его самой массовой версии: на афише значились Элджей, Скриптонит, Pharaoh, Хаски и ЛСП. Фактически они и были на тот момент мейнстримом, во всяком случае в молодежной музыке. До 2020 года в статусе топ-артистов дожили не все. На стриминг-платформах хип-хоп остается самым востребованным жанром, но сменились и имена в чартах, и статус героев. Переживший пик популярности 2018 года Хаски так и не написал песен для широких масс, Скриптонит несколько раз сменил звук и выпустил альбом только в конце 2019-го, Pharaoh оказался в тени более молодых фрешменов, Элджей выпустил всего один суперхит, «Sayonara Детка», а автор главной песни 2018 года «Panda-Е» Cygo и вовсе пропал из виду.
Главной музыкой 2019 года был так называемый кальян-рэп — синтез хип-хопа, северокавказского шансона и сладкой поп-музыки. С другой стороны, за внимание аудитории бились проекты, ориентированные на совсем юную аудиторию. Популярность Тимы Белорусских, Niletto или киноактера Юрия Николаенко, выступающего под псевдонимом NЮ, во многом основана на «детских» плей-листах, а в их шлягерах нет упоминаний наркотиков и «сучек».
Угнаться за трендами сложно, особенно когда афишу фестиваля нужно вывесить за полгода. К тому же зимний Live Fest по традиции транслирует федеральное ТВ. Телевидению нужны лица, которые не требуют дополнительных комментариев. Поэтому в программе фестиваля новые герои встретились с хорошо знакомыми именами.
Если сравнивать с фестивалями прошлых лет, дерзкий хип-хоп уступил свои позиции новой поп-музыке. Прежде всего речь о Maruv и Zivert, чьи песни в 2019-м были тотальными хитами. Их любят большие мейнстрим-медиа, но на Live Fest они привлекают к себе больше внимания ввиду отсутствия любимцев совсем взрослой аудитории вроде того же Григория Лепса или певицы Валерии. Maruv и Zivert представляют дискотечный стандарт, обновленный средствами актуального танцевального бита, если быть точным — средствами «украинской школы» современного продакшена. Несмотря на то что собственно украинцев на российской сцене с годами все меньше, за большими хитами все еще стоят авторы и продюсеры из соседней страны.
В Live Fest приняли участие несколько артистов, чье творческое взросление уместилось как раз в недлинную, но яркую историю фестиваля. Так, Мари Краймбрери и Андрей Звонкий впервые появились здесь как новички, а теперь их песни зрители поют хором. Во многом это связано с поддержкой лейбла Velvet Music, одного из учредителей Live Fest.
Среди дебютантов зимнего Live Fest 2020 года оказались как кумиры тинейджеров NЮ, Rauf & Faik и Verbee, так и тяжеловесы «Би-2» и Леонид Агутин, которые дали в рамках фестиваля большие сольные концерты. Обоим хедлайнерам предстоит насыщенный год. Леонид Агутин планирует выпустить альбом для испаноязычной аудитории с большим количеством международных звезд в качестве аккомпаниаторов. Группа «Би-2» отправится в тур «NewBest XL» и выпустит новые песни. Она же возглавляет один из дней летней версии Live Fest, которая пройдет на площадке среди гор с 21 по 23 августа. По приглашению «Би-2» 22 августа на сцену поднимутся Tesla Boy, Манижа, Лиза Громова, Zventa Sventana и Нейромонах Феофан.
Логично было бы видеть с большим сетом на Live Fest Summer и группу RSAC, которая попала на зимний фестиваль благодаря неожиданному прорыву в чарты с песней «NBA». Летний Live Fest — open-air с именитыми стадионными артистами, то есть под маркой Live Fest в течение года аудитория получает два формата — модную дискотеку и музыкальные маневры под открытым небом. В остальном известно, что 21 августа на фестивале выступит Баста. И без звезд кальян-рэпа, вероятно, все же не обойдется.