Перед инвалидами поднимают шлагбаум
Депутаты Госдумы предложили освободить их от платы за проезд по дорогам
В Госдуму внесен законопроект, разрешающий бесплатный проезд по платным дорогам для автомобилей инвалидов. Депутаты ЛДПР предлагают ввести новую норму в действие с 1 июля 2020 года, отмечая, что «предоставление права льготного проезда будет способствовать развитию доступной среды для инвалидов, а также направлено на повышение уровня их социальной защиты». В РФ, по данным Минтруда, около 12 млн инвалидов I, II и III групп. Проверять автомобили, которыми управляют люди с ограниченными возможностями или которые их перевозят, будет сложно, особенно при внедрении систем безбарьерного проезда, предупреждают в госкомпании «Автодор».
Группа депутатов из фракции ЛДПР (Ярослав Нилов, Игорь Лебедев, Александр Старовойтов и другие) внесла в Госдуму поправки к закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», вводящие бесплатный проезд по платным дорогам для транспортных средств, управляемых инвалидами, а также перевозящих инвалидов. Сейчас такая норма распространяется на общественный транспорт (за исключением такси и междугородних автобусов), скорую помощь, пожарную службу, МЧС, полицию, почтовый транспорт. Упомянутые транспортные средства при этом должны включить проблесковые маяки. Общая протяженность платных дорог России составляет, по данным Федерального дорожного агентства, более 2,9 тыс. км.
«Несмотря на активное развитие системы платных дорог, льготный проезд для такой социально незащищенной группы граждан, как инвалиды, до настоящего времени не предусмотрен, что не отвечает их интересам,— говорится в пояснительной записке к законопроекту.—
Предоставление права льготного проезда будет способствовать развитию доступной среды для инвалидов, а также направлено на повышение уровня их социальной защиты, что и является обязанностью государства, в том числе в рамках исполнения Конвенции ООН о правах инвалидов».
По данным Минтруда на конец 2019 года, число инвалидов в РФ составляет около 12 млн человек. Больше всего в стране инвалидов II группы — около 5,2 млн, III группа инвалидности установлена у 4,5 млн человек, I группа — около 1,4 млн человек.
Новую льготу в ЛДПР предлагают ввести с 1 июля 2020 года. С этого дня все сведения об автомобилях, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, должны будут размещаться в едином федеральном реестре (требование закреплено в новой редакции закона «О социальной защите инвалидов»). Таким образом, владельцы платных дорог смогут в режиме онлайн получать данные о проезжающем транспорте.
В конце декабря 2019 года, как сообщал “Ъ”, правительство внесло в Госдуму законопроект об установлении штрафа за бесплатный проезд по платной магистрали: он составит 2,5 тыс. руб. для владельцев легковых автомобилей, 5,5 тыс. руб.— для владельцев грузовиков и автобусов. Дата рассмотрения поправок пока неизвестна.
«Глупо отрицать, что наши инвалиды отнюдь не купаются в роскоши, дополнительные льготы им не помешали бы,— комментирует инициативу первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— И если у инвалида есть автомобиль, это не значит, что он богатый человек. Государству следует как можно меньше наживаться на этой категории граждан. Зарубежные компании, инвестирующие в строительство дорог, эту идею поддержали бы — на Западе к таким вещам относятся очень щепетильно». Господин Лысаков считает, что уместнее было бы вводить льготы не «точечными мерами», а введением единого федерального статуса инвалида, избавляющего граждан от «большей части фискальной нагрузки, не только при проезде по платным дорогам». Законопроект поддержал и первый замглавы комитета по транспорту Виталий Ефимов: «Эти люди требуют особой заботы, им свою жизнь обеспечить сложнее. А мы явно не обеднеем, если введем такую льготу».
Реализация требований законопроекта на практике зависит от его финальной редакции, пояснил “Ъ” зампред правления госкомпании «Автодор» (в ее ведении находятся платные дороги в России) Георгий Чичерин.
«Если речь идет о сверке данных из единой базы, достаточно будет проверить проезжающий автомобиль по единому электронному реестру, технически это сделать несложно,— говорит он.— Сверку фактического наличия в транспортном средстве лица, которому льгота положена, на пунктах взимания платы (ПВП) в теории могут проводить операторы. При этом на ПВП, очевидно, будут создаваться дополнительные задержки в движении». В случае с безбарьерным проездом в рамках системы free-flow (ее планируется внедрить на строящейся Центральной кольцевой автомобильной дороге) проверить наличие инвалида в машине будет сложно, отмечает господин Чичерин, нужно будет разрабатывать другой механизм контроля.