В Сухум остатке
К урегулированию кризиса в республике подключилась Москва
Кремлю пришлось открыто вмешаться в ситуацию в Абхазии, где политический кризис перерос в уличное противостояние сторонников президента Рауля Хаджимбы и оппозиции, лидером которой считается Аслан Бжания. В Сухум 10 января прилетел заместитель секретаря российского Совбеза Рашид Нургалиев. Москва, говорят чиновники, курирующие абхазское направление, примет любой компромисс конфликтующих сторон и настаивает только на том, чтобы кризис закончился мирно. Оппоненты господина Хаджимбы и наблюдатели уверены: свой срок он до конца не доработает. В пятницу поздно вечером Верховный суд Абхазии постановил назначить новые выборы президента.
Москве пришлось направить в Абхазию, где 9 января резко обострилось противостояние власти и оппозиции, своего эмиссара. В пятницу вечером туда прилетел заместитель секретаря Совбеза России Рашид Нургалиев. Он должен помочь противостоящим друг другу лагерям прийти к компромиссу.
По информации “Ъ”, в республике сейчас также находятся сотрудники управления президента РФ по приграничному сотрудничеству, которое курирует Абхазию, Южную Осетию и Украину.
Ситуацию держит на личном контроле и помощник Владимира Путина Владислав Сурков, в чьем подчинении находится это управление.
Лидеры конфликтующих сторон — президент Рауль Хаджимба и глава «Блока оппозиционных сил», депутат абхазского парламента Аслан Бжания. Господин Бжания — давний оппонент действующего президента. Он планировал принять участие в прошлогодних выборах главы республики и считался фаворитом. Но выбыл из гонки не по своей воле — из-за отравления, едва не стоившего оппозиционеру жизни. В результате Раулю Хаджимбе противостоял соратник Аслана Бжании Алхас Квициниа, у которого господин Хаджимба с трудом выиграл в сентябре 2019 года с перевесом чуть больше, чем в 1% голосов. Итоги голосования — одна из причин протестов в Абхазии.
Оппозиция считает, что Рауль Хаджимба не победил, поскольку набрал меньше голосов, чем его оппонент и графа «против всех».
Согласно абхазскому закону, избранным считается кандидат, набравший во втором туре больше голосов, чем его оппонент. При условии, что за победителя проголосовало больше избирателей, чем против него. Но поскольку в законе не уточняется, следует ли засчитывать в минус победителю графу «против всех», власть и ее противники разошлись в трактовке результатов.
Господин Квициниа 11 сентября обжаловал в Верховном суде решение ЦИКа о признании победителем Рауля Хаджимбы. Суд в иске отказал, и тогда оппозиционер подал кассационную жалобу. Ее должны были рассмотреть 9 января. В этот день и начались протесты, в результате которых в четверг оппозиция штурмом взяла администрацию президента. Когда волнения начались, господин Бжания экстренно вернулся в Сухум из российской столицы, где продолжал лечение, и включился в борьбу с Раулем Хаджимбой.
Рассмотрение кассации перенесли на 10 января. При этом был сформирован новый состав коллегии. В пятницу поздно вечером Кассационная коллегия Верховного суда признала незаконным решение ЦИК о победе Рауля Хаджимбы. В соответствии с постановлением Верховного суда в республике теперь должны быть назначены новые выборы. Власти уже объявили, что намерены решение опротестовать.
Исход выборов — не единственная причина протестов. Одним из их наиболее активных организаторов является Ахра Авидзба — родственник одного из двух убитых 22 ноября прошлого года в Сухуме криминальных авторитетов. В их убийстве подозревается сотрудник охраны президента Хаджимбы.
Политолог Лиана Кварчелия из сухумского Центра гуманитарных программ говорит, что события последних дней произошли из-за целого набора причин. «В прошлом году на выборах проиграли все, включая президента. Он не является избранным, не набрал необходимого количества голосов. В принципе власть — нелегитимна»,— сказала она “Ъ”. По словам эксперта, протесты не случились тогда, поскольку оппозиция была ослаблена отравлением Аслана Бжании.
Но затем, после проигрыша кандидата-оппозиционера, произошло еще и ноябрьское убийство. «Такого возмущения не было бы, если бы не разгул криминала. Тот факт, что в убийствах подозревают людей из охраны президента, подлил масла в огонь, и запустились другие процессы. Под давлением в отставку ушли чиновники из правоохранительных органов. Это показало слабость позиций президента. И пошло по нарастающей»,— уверена она.
Бывший глава МИД Абхазии Вячеслав Чирикба в беседе с “Ъ” также отметил, что нынешняя ситуация порождена совокупностью факторов: «Все в комплексе. И так были нарекания по поводу эффективности правления Хаджимбы. Не набрал нужное количество голосов. Не выполнил давние предвыборные обещания, ухудшилась ситуация в экономике».
И Лиана Кварчелия, и Вячеслав Чирикба считают, что кризис можно разрешить одним способом: отставкой президента и новыми выборами.
По состоянию на вечер пятницы ситуация оставалась стабильно нестабильной — люди оставались на улице перед администрацией президента и Верховным судом, ни одна из сторон не шла на уступки другой, но и активных действий никто не предпринимал.
Вице-премьер Абхазии Даур Аршба в пятницу сообщил, что Рашид Нургалиев встретится с президентом Хаджимбой 11 января. Впрочем, консультации по разрешению спорной ситуации уже ведутся. «Все со всеми в контакте, общаются»,— сказал “Ъ” российский госчиновник, занимающийся абхазским направлением.
Он не исключил проведения в ближайшее время встречи Рауля Хаджимбы с Асланом Бжанией. При этом, по его словам, Москва примет любой компромисс, к которому стороны придут. «Для нас важно обеспечить безопасность в республике»,— отметил собеседник “Ъ”. Он прогнозирует, что кризис завершится или в выходные, или в начале будущей недели.
Тем временем администрация президента Абхазии продолжает оставаться под контролем оппозиции.
На вопрос “Ъ”, где находится Рауль Хаджимба, его пресс-секретарь Наала Авидзба ответила, что глава государства в своей официальной резиденции в Сухуме. «Совбез принимает меры для стабилизации ситуации. Президент и все органы власти выполняют свою работу и свои функции»,— заверила госпожа Авидзба.
Утрату президентом контроля над зданием собственной администрации наблюдатели называют символической. «Опять увидеть, как президент отвоюет администрацию, будет очень сложно,— сказал “Ъ” политолог Инал Хашиг.— Глава минобороны объявил, что армия никак не участвует. С другой стороны, МВД показало своим бездействием, что не хочет впрягаться за президента». «Не вижу шансов, при которых Хаджимба мог бы вернуться в прежнее состояние. Досидеть пять лет не выйдет»,— говорит Инал Хашиг.
Вячеслав Чирикба тоже не может себе представить, что Рауль Хаджимба развернет ситуацию в свою пользу: «Речь сейчас о том, чтобы он ушел без потери лица. Единственный вопрос — условия отставки. Надеюсь, что Хаджимба проявит мудрость».