Mamont разбавят виски
Голландцы откроют на Алтае свое производство
На одном из старейших в России водочных предприятий — Иткульском спиртзаводе на Алтае может начаться производство российского виски. Такие планы имеет его новый собственник — голландский алкогольный холдинг Marussia Beverages, выкупивший завод в конце 2019 года. Но производство может быть весьма дорогостоящим, что отразится на конечной цене продукта, в то время как потребители переходят на дешевый виски, предупреждают эксперты.
Как рассказал “Ъ” гендиректор ООО «Маруся Бевереджис Рус» (российская «дочка» голландского холдинга) Юрий Тинт, на приобретенном в конце 2019 года Иткульском спиртзаводе в перспективе двух-трех лет планируется организовать площадку для производства виски и дистиллятов. Для этого потребуется около €10 млн инвестиций, уточнил он.
5 миллионов дал
в год составляют продажи виски в России, по оценке ЦИФРРА
Иткульский спиртзавод был основан в 1867 году и является одним из старейших ликероводочных предприятий России. В 2015 году предприятие вошло в холдинг «Кристалл-Лефортово» Павла Сметаны, чье финансовое состояние ухудшилось после краха в 2018 году его партнера по дистрибуции «Статус групп». В 2018 году завод произвел 2,5 млн дал водки. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка предприятия в 2018 году составила 1,014 млрд руб. против 1,5 млрд руб. годом ранее, убыток — 300,5 млн руб. при чистой прибыли в 91,1 млн руб. в 2017 году. В мае 2019 года ОАО «Иткульский спиртзавод» обратилось с заявлением о собственном банкротстве. Основным кредитором ОАО является Промсвязьбанк, требующий 134,7 млн руб.
Российская структура Marussia Beverages купила завод за €15 млн, говорит Юрий Тинт. Ключевой продукт Marussia — суперпремиальная водка Mamont. В России ее производство на протяжении десяти лет осуществлялось на мощностях Иткульского спиртзавода. В 2019 году продажи Mamont в стране достигли 30 тыс. дал, что составило около 6% суперпремиального сегмента водки, отмечает господин Тинт.
Кроме производства Mamont компания импортирует ликеры Mozart, ром RL Seale’s & Co и виски Mossburn, Compass Box и другие. Оборот ООО «Маруся Бевереджис Рус» в 2019 году, по данным компании, составил 650 млн руб. При этом на Иткульском спиртзаводе предполагается не локализация уже имеющихся в портфеле Marussia брендов виски, а производство российского продукта согласно местному законодательству. В компании не раскрывают объемы производства и возможную стоимость продукта. Кроме этого, к середине 2021 года в Marussia намерены удвоить долю Mamont на российском рынке, а также начать производство двух новых премиальных брендов водки. За счет этого в компании рассчитывают занять 8% премиального водочного рынка страны.
Эксперты относятся к планам Marussia без особого оптимизма. Владелец агентства Kaufman Станислав Кауфман отмечает, что сейчас весь премиальный рынок алкоголя ограничен из-за стагнирующего спроса и уже достаточно насыщен марками таких игроков, как Beluga Group, Roust, «Ладога» и Simple. Как отмечал ранее председатель правления Beluga Group Александр Мечетин, рынок водки в РФ стагнирует из года в год: если 15 лет назад объем потребления был около 150 млн дал в год, то в 2018 году — всего 71 млн дал.
По мнению Станислава Кауфмана, сейчас развитие премиальных водочных брендов возможно только за счет экспорта, на что потребуется значительные долгосрочные инвестиции. Производство российского виски, в свою очередь, по утвержденным технологиям внутри страны будет крайне сложным и далеко не дешевым, считает он. Продажи виски в России, по оценке ЦИФРРА, составляют около 5 млн дал в год. В ближайшие десять лет эта категория будет расти только за счет дешевой продукции, на которую будут переходить потребители коньяка и другого крепкого алкоголя, прогнозирует директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.