«Логично было бы пойти навстречу просьбам Ангелы Меркель»
Дмитрий Дризе — об отношениях России и Германии
Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что Россия обладает всеми техническими возможностями, чтобы завершить проект «Северный поток -2». Ранее Владимир Путин выразил мнение, что газопровод заработает к концу нынешнего года или в первом квартале следующего. Об этом президент России заявил на совместной пресс-конференции с канцлером Германии. Однако тема «Северного потока-2» не была ключевой на переговорах Владимира Путина и Ангелы Меркель. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе увидел новые трудности в отношениях Москвы и Берлина.
В Москве побывала Ангела Меркель. Главным вопросом визита федерального канцлера была ситуация в Ливии. Россию, с одной стороны, можно поздравить — она стала одним из ключевых игроков на Ближнем Востоке. С ней вынуждены считаться серьезные державы. В СМИ даже возникло новое клише: Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган делят Ливию. Однако, с другой стороны, теперь приходится и отвечать за все, что там происходит, и опять выслушивать очередные озабоченности западных партнеров.
Берлин кровно заинтересован в том, чтобы в этой стране была хоть какая-то стабильность.
Именно ливийская береговая охрана могла более или менее сдерживать поток мигрантов в Европу — в первую очередь, в Германию. В условиях войны, понятно, никакая береговая охрана не работает, а с учетом того, что происходит сейчас в Старом Свете, им не хватало еще и нового нашествия нуждающихся. Наверное, Владимир Путин обещал Ангеле Меркель что-нибудь с этим сделать. Так или иначе, там действует перемирие.
И что же «Северный поток-2»? Как мы видим, это вопрос отнюдь не первого плана. Германия его продолжает политически поддерживать, но не более того. Строить его придется самим и самим искать судно-трубоукладчик. Американские санкции остаются, и, похоже, Ангела Меркель не собирается требовать от Дональда Трампа их отменить. Кроме того, у проекта остается достаточное число противников в самой Европе, и они тоже с высокой долей вероятности не будут сидеть сложа руки — время работает на них. Но, тем не менее, Москва заверяет, что газопровод точно достроит, в конце этого года или в первом квартале следующего.
Поддержка канцлера Германии дорого стоит, так что, скорее всего, несмотря на козни недоброжелателей, трубу все-таки проложат. Хотя пока не совсем понятно, во сколько все это обойдется и откуда придет трубоукладчик.
Но и это еще не все — вдруг неожиданно «Нафтогаз» подал к России новый иск в $5 млрд за утерянное в Крыму имущество. Ранее считалось, что с Киевом договорились, взаимные претензии сняты. И вот получается, что не до конца. И тогда приходят в голову новые подозрения: а может быть, с украинским соглашением тоже не все ладно? Как бы в дополнение к трудностям «Северного потока-2» не возникло новых проблем с транзитом на западном направлении через Украину. Впрочем, пока это лишь подозрения.
Но что можно сказать точно, у Кремля появилась новая проблема в отношениях с Западом — Ливия. Если вопрос оперативно не решить, это чревато дальнейшими осложнениями. И на газе подобное вполне может отразиться. Так что логично было бы пойти навстречу просьбам Ангелы Меркель, которая к тому же столько сделала для России.