Чиновники делят искусственный интеллект
Минкомсвязь хочет вернуть часть полномочий по развитию технологии
Федеральный проект «Искусственный интеллект» (ИИ), разработанный Минэкономики и Сбербанком, на развитие которого предлагается направить почти 125 млрд руб., столкнулся со сложностями в ходе межведомственного согласования. По данным “Ъ”, прежний куратор проекта Минкомсвязь предложила вернуть ей часть полномочий по развитию технологии. Другие ведомства предлагают дополнить проект дополнительным финансированием.
Минкомсвязь предложила вернуть ей часть полномочий по курированию федерального проекта по развитию ИИ, следует из письма заместителя главы Минкомсвязи Евгения Кислякова в Минэкономики (документ от 5 декабря есть у “Ъ”). Минкомсвязь считает, что в ее зону ответственности нужно перевести сферы предоставления финансовой поддержки заказчикам и разработчикам решений на базе ИИ, а также повышения доступности и качества данных, необходимых для развития технологии.
Минкомсвязь вместе со Сбербанком исходно была ответственной за проект развития ИИ, но в сентябре 2019 года вице-премьер Максим Акимов утвердил решение о смене курирующего министерства на Минэкономики. По данным одного из знакомых с ситуацией чиновников, глава Минкомсвязи Константин Носков сам предложил передать проект. Минкомсвязь в нем по-прежнему участвует, в частности, отвечает за финансирование создания развития открытых библиотек в сфере ИИ и в целом может распределить в рамках проекта 5,7 млрд руб.
Согласно текущей версии проекта, на развитие искусственного интеллекта до 2024 года всего будет направлено 124,8 млрд руб. В целом же проект находится в высокой степени готовности, отметили в Минкомсвязи.
В пресс-службе Минэкономики утверждают, что проект был согласован с учетом замечаний по итогам первого заседания подкомиссии по развитию искусственного интеллекта при правительственной комиссии по цифровому развитию 2 декабря 2019 года. В феврале планируется вынести его на рассмотрение президиума правительственной комиссии.
Минэкономики — ответственный орган за исполнение федпроекта, поэтому эффективно и основные мероприятия закрепить за Минэком, прокомментировала заместитель министра экономического развития РФ Оксана Тарасенко.
Замечания к проекту выразил и Минздрав: создание экспериментальных правовых режимов для отдельных компаний «создает неконкурентные условия и несет риски нарушения антимонопольного законодательства, а также может иметь коррупциогенную составляющую», следует из ведомственной переписки. Минсельхоз предложил расширить проект, выделив из бюджета дополнительную финансовую поддержку отрасли. В частности, министерство предложило направить 7,58 млрд руб. на разработку информационной системы цифрового землепользования и землеустройства с использованием ИИ и 4,8 млрд руб. на систему агрометеопрогнозирования, а также 1,5 млрд руб. для сельхозпроизводителей, использующих сервисы на основе ИИ, и 1,5 млрд руб. на развитие инфраструктуры.
Сейчас проект дорабатывается Минэкономики, рассказал “Ъ” представитель вице-премьера Максима Акимова Сергей Извольский. По его словам, точный объем финансирования пока не определен. Сейчас в нацпрограмме «Цифровая экономика» заложено 56 млрд руб. на развитие сквозных технологий, в том числе ИИ. Вопрос увеличения финансирования планируется обсудить на одном из ближайших заседаний президиума по цифровой экономике под руководством Максима Акимова.
Президент ГК InfoWatch Наталья Касперская считает логичным передать вопросы финансовой поддержки заказчиков и разработчиков решений на базе ИИ Минкомсвязи. «Минкомсвязь — техническое министерство, оно отвечает и за связь, и за цифру, а ИИ — это все-таки про цифру»,— рассуждает она.
Бизнес в России уже начал инвестировать в ИИ, отмечает партнер группы консультирования в области IT KPMG в России и СНГ Андрей Лепехин. По его мнению, наиболее развиты в этом направлении банки, мобильные операторы и технологические компании, в которых есть сложившаяся инфраструктура для работы с данными. По мнению гендиректора «ABBYY Россия» Дмитрия Шушкина, препятствиями для развития технологии остаются «непонимание ее реальных возможностей и непрозрачность бизнес-процессов в организациях».