Экологический развод
Минприроды Ульяновской области разделяют на два агентства
Правительство Ульяновской области планирует преобразовать региональное минприроды в два агентства — природы и госэкоконтроля. Это следует из опубликованных проектов указа губернатора и постановлений правительства. Разделение проводится в рамках общей реформы региональных органов госуправления, в целях улучшения деятельности власти в сфере экологии. Экологи называют реформу правильной, отмечая, что разделение на тех, кто управляет ресурсами, и тех, кто осуществляет надзор, назрело давно, однако считают, что преобразование недостаточно продумано, и по проектам документов есть ряд вопросов.
С 3 февраля министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области перестает существовать — его планируется преобразовать в Агентство лесного хозяйства, природных ресурсов и цикличной экономики Ульяновской области (сокращенно — Агентство природы) и региональное Агентство по надзору в сфере природопользования (сокращенно — Госэконадзор). Проект указа губернатора об этом преобразовании выложен на странице общественной и антикоррупционной экспертизы интернет-портала губернатора и регионального правительства. Одновременно с ним на обсуждение выложены проекты постановлений облправительства, которыми утверждаются положения о создаваемых агентствах.
Согласно документам, Агентству природы передаются функции в сфере лесного хозяйства, водопользования и охраны водных объектов, использования и охраны недр на территории Ульяновской области. Госэконадзору — функции надзора в сферах охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, охраны и использования объекта животного мира и водных биологических ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности.
Если в прежнем министерстве было девять отделов, один руководитель и один замминистра, то, согласно прилагаемым структурам агентств, теперь в сумме на два ведомства будет два руководителя, как минимум три зама и 12 отделов (вместе с бухгалтериями).
Как пояснили „Ъ“ в государственно-правовом управлении администрации губернатора, оба агентства будут создаваться в форме органов государственной власти, и преобразование проводится в рамках объявленной губернатором региона Сергеем Морозовым общей реформы органов госуправления Ульяновской области. Еще в июле господин Морозов пообещал, что правительства как такового не будет, ведомства будут построены по принципу проектных офисов, а в сумме органы исполнительной власти будут иметь минимальную численность.
В октябре господин Морозов поручил начать формирование отдельной структуры регионального экологического надзора, отметив, что необходимо «пристальное внимание экологическим процессам в регионе». Возглавить будущую структуру уже тогда было предложено заместителю министра природы Гульнаре Рахматулиной, курирующей экологический блок в министерстве.
В региональном минприроды „Ъ“ ответили, что после преобразования «у агентства природы будут отраслевые функции, а у госэконадзора — чисто надзорные». Насколько в результате реформы увеличится общая численность двух агентств в сравнении с министерством, если учесть увеличение количества отделов и появление бухгалтерий двух юрлиц, в минприроды пояснить не смогли, отметив, что «пока такой информации нет» (согласно указу губернатора, проекты штатной численности и фонда оплаты труда должны быть представлены губернатору до 31 января. — „Ъ“). Руководитель государственно-правового управления Алексей Преображенский заметил, что, скорее всего, увеличения ФЗП и штатов не будет, или оно произойдет за счет других подразделений облправительства, «поскольку требование бюджета — не допускать увеличения численности». Ранее госпожа Рахматулина уже сообщала „Ъ“, что после создания агентства количество инспекторов увеличится в два раза — их станет 10 человек вместе с главным региональным государственным инспектором.
Кто будет возглавлять агентства, пока не объявлено. И если прежнее решение губернатора по руководителю Госэконадзора может остаться в силе, то для назначения руководителя Агентства природы еще требуется согласие Рослесхоза РФ.
Заметим, фактически губернатор вернул разделение отраслевых и надзорных функций, которое до 2013 года было в регионе — тогда комитет госэконадзора подчинялся только губернатору. Экс-руководитель регионального управления Росприроднадзора Александр Каплин считает слияние комитета с минприроды, случившееся в 2013 году, ненормальным, поскольку «не может один и тот же орган и распределять ресурсы, и сам же контролировать их распределение».
Руководитель отдела контроля и мониторинга Агентства развития сельских территорий Ульяновской области, эколог Александр Брагин (постоянный критик действий регионального министра природы Дмитрия Федорова) считает разделение правильным и необходимым, хотя сами проекты документов — недоработанными. Эколог считает странным, что Агентство природы имеет в своем полном названии «цикличную экономику» (цикличная экономика — это экономика замкнутого цикла, основанная на безотходном производстве и минимизации отходов и иных видов загрязнений), в то время как отдел цикличной экономики находится в составе Госэконадзора. Кроме того, по мнению господина Брагина, странно, что Агентству природы даны функции распоряжения лесными ресурсами и недрами и одновременно сохранены функции надзора в этой же сфере, а функции охраны в сфере охотничьего хозяйства переданы госэкоконтролю, в то время как традиционно они совмещались всегда с лесным хозяйством. Также, по мнению эколога, непонятно, почему Агентству природы дано право организовывать и проводить мониторинг эффективности регионального государственного экологического надзора, то есть контроля самостоятельного агентства. «Реформу надо было делать давно, но с иным подходом, как раньше: Госэконадзор ведет надзор за всем и выдает лицензии, а здесь все смешалось, кто кого контролирует»,— отметил эколог.