Китай присматривается к Aston Martin
Зачем британскому автопроизводителю сделка с Geely Group
Доступ к технологиям Aston Martin может получить китайская компания. По данным Bloomberg, британский автопроизводитель ведет переговоры с Geely Group, которая контролирует, в том числе, шведскую Volvo. Если сделка состоится, китайцам достанутся все технологии производства автомобилей, на которых ездил Джеймс Бонд. На такой шаг Aston Martin вынуждена пойти из-за долга более чем в $1 млрд, в противном случае компания может остаться без нового кроссовера DBX — именно эта модель должна помочь автопроизводителю выйти из кризиса. К чему может привести сделка с китайским автоконцерном? И состоится ли она? Разбирался Владислав Викторов.
Aston Martin сталкивается с финансовыми трудностями практически с самого начала своего существования. Отчасти это объясняется тем, что компания всегда занималась сборкой машин по системе полного цикла, а для автомобилей премиум-сегмента это недешево. Зато их качество всегда было на высоком уровне, и в середине XX века это помогло Aston Martin занять достойное место среди других машин сегмента luxury, а когда за руль Aston Martin впервые сел Джеймс Бонд, позиции компании окончательно закрепились. Время идет, но агент 007 по-прежнему использует эти машины, пусть и обновленные.
Правда, потребители сильно изменились, а компания как будто этого не заметила и теперь несет убытки, говорит заместитель главного редактора портала Motor1.com Юрий Урюков: «Aston Martin, безусловно, легендарный бренд — все знают, что это автомобиль Джеймса Бонда. Но в последнее время марка была лишена серьезной финансовой подпитки, кроме того, модельный ряд был достаточно консервативным. Да, суперкары — это хорошо, но сейчас всем интересны кроссоверы.
И Lamborghini, и Ferrari, которые работают над кроссоверами, показывают, что пора меняться.
Автопроизводители, которые не соответствуют новым трендам, испытывают затруднения, поэтому Aston Martin, который долгое время был независимым, нуждается в сильном партнере».
Судя по всему, таким партнером может стать канадский бизнесмен и владелец команды Racing Point в «Формуле-1» Лоуренс Стролл, который готов вложить в Aston Martin $260 млн, в то время как на технологии марки претендует китайская Geely Group, в числе активов которой — шведская Volvo и британский производитель спорткаров Lotus Cars.
После сообщений СМИ о возможной сделке акции Aston Martin, которые за прошлый год упали на 60%, начали расти, пусть и на 5% с небольшим. Если сделка состоится, это откроет для компании новые горизонты, считает главный редактор портала Авто@Mail.ru Денис Смольянов: «Это позволит Aston Martin прекрасно себя чувствовать на китайском рынке, а это огромный потенциал. Geely делает очень неплохую инвестицию, которая может окупиться через 5-10 лет.
Речь идет не просто о деньгах: Aston Martin — один из немногих оставшихся истинно британских брендов с хорошей историей, поэтому Бонд может ездить на Aston Martin еще очень и очень долго».
Что получит от сделки китайская Geely Group?
По данным Bloomberg, компания сможет начать обмениваться технологиями в интересах другого своего актива — Lotus Cars, но главный редактор журнала TopGear Russia Валерий Тищенко смотрит на это скептически. Он считает, что автомобили Aston Martin в некотором смысле морально устарели, поэтому сделка может и не состояться: «Приобретать английский бренд ради технологий, которые планируется передать другому английскому (в прошлом) бренду — мне это представляется маловероятным. От китайцев Aston Martin нужны только деньги: китайцы вряд ли могут его чем-то всерьез обогатить, разве что, может быть, электрическими технологиями.
По этой же причине Aston Martin мало чем может обогатить китайцев: им он может принести собственный бренд, историю, традиции — что угодно, но не технологии».
Большинство собеседников “Ъ FM” отмечают, что Aston Martin уже потерял репутацию автомобиля, о котором мечтает каждый ценитель скорости, и вернуть ее будет непросто. Пока попытки омолодить аудиторию не приносят результатов, а недавно компании пришлось отменить выпуск электрокара Rapid E. Похоже, что продажи Aston Martin поддерживают лишь те, кто еще помнит, например, Шона Коннери в образе Джеймса Бонда, но это не может длиться вечно.
Первые девять месяцев прошлого года Aston Martin завершила с чистым убытком в более чем $92 млн, при этом недавно в компании заявили, что рассчитывают получить около $180 млн прибыли по итогам 2019 года — это почти в два раза меньше, чем в 2018-м.