«Каждый герой — это символ, у которого есть свое значение»
Дмитрий Буткевич — о выставке в галерее Artstory
Обозреватель “Коммерсантъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает об экспозиции «Моисей Фейгин. И смеюсь, и плачу», а также о собственно галерее героев художника.
В галерее Artstory до 16 февраля проходит выставка «Моисей Фейгин. И смеюсь, и плачу». Последний из бубнововалетцев, Фейгин, прожил 104 года, учился еще у Осмеркина, Поповой, Машкова, Лентулова и Кончаловского и, кстати, за год до смерти попал в Книгу рекордов Гиннесса, как самый старый работающий профессиональный художник.
Как бывают специальные «темы-герои» собраний у серьезного коллекционера, так и у Моисея Фейгина была своя галерея героев. Узнаваемый Фейгин начинается с 1960-х. Именно в это время и появляются его излюбленные персонажи. Бесконечный карнавал с трагическими героями берет начало с человека в цветном трико — арлекина, героя итальянской комедии дель арте XVI века, нашедшего новую жизнь во французском авангарде. Потом появляются Чарли Чаплин, Дон Кихот, маленький скрипач — персонажи, которых мучают и пытаются уничтожить, а они в любой ситуации сохраняют свое достоинство. Фейгину наиболее близки персонажи, которые не по своей воле оказались в предлагаемых обстоятельствах. Художник и сам в буквальном смысле долгое время жил, надев маску. Каждый его герой — это символ, у которого есть свое значение.
В организации выставки приняла участие и дочь художника, Анна Моисеевна Фейгина. Она рассказывала мне о некоторых неожиданных экспонатах, например, о мольберте Константина Коровина: «После миграции Коровина все его оставшиеся вещи консьержка распродавала, а отец был в то время болен. И когда он пришел к нему в мастерскую, то там уже почти все было разобрано, кроме плетеной корзины с остатками красок — где-то полувыжатые тюбики, где-то уж совсем пустые, где-то целые попадались — и мольберта. Сама корзина до сих пор еще жива и уже полуразвалившаяся, и мольберт жив, который служил отцу все долгое время, пока он работал в мастерской».
Нынешняя экспозиция, приуроченная к 115-летию живописца, включает, помимо живописи и графики, еще и необычный лабиринт. Перед входом придется даже подписать бумагу, что вы не боитесь закрытых пространств и вполне готовы к встрече с искусством.