На ирландские выборы повеет с севера

Правящая партия республики хочет воспользоваться завершением кризиса в соседней Северной Ирландии

Премьер-министр Ирландии Лео Варадкар во вторник назвал дату досрочных парламентских выборов: они пройдут 8 февраля. Выборы во многом станут голосованием по вотуму доверия политике правительства. В числе прочего она направлена на сближение двух частей Ирландии. Важный шаг в этом направлении был сделан на прошлой неделе: 11 января парламент Северной Ирландии, не функционировавший три года, возобновил свою работу. Руководство этой части Великобритании подчеркивает: политическая стабильность открывает путь к новым торговым соглашениям с Ирландией, что особенно важно на фоне неопределенности в связи с приближающимся «Брекситом».

Премьер-министр Ирландии Лео Варадкар

Фото: Francisco Seco, AP

Фактор «Брексита»

Всеобщие выборы в Республике Ирландия должны были состояться еще в 2019 году, когда истекала дата соглашения о взаимной поддержке между главными ирландскими партиями — правящей «Фине Гэл» и оппозиционной «Фианна Фойл». Между тем из-за «Брексита» выборы пришлось отложить, а правительственный пакт в результате был продлен еще на год.

Что нужно знать о «Брексите»

Смотреть

Новая дата выборов стала одной из основных внутриполитических интриг в республике. Так, минувшей осенью в ирландских СМИ циркулировали предположения о том, что выборы состоятся в мае или летом 2020 года. То, что такие варианты рассматривались, подтвердил 12 января ирландский премьер Лео Варадкар. «Долгое время я был сторонником проведения выборов летом 2020 года, но сейчас я признаю, что ситуация изменилась»,— заявил он в эфире национального телеканала RTE.

С одной стороны, решению провести досрочные выборы как можно раньше способствовал распад правительственной коалиции. Внутриполитический кризис стал очевидным, когда в декабре 2019 года парламентарии от оппозиции отказались поддерживать инициативы правящей партии. С другой стороны, на фоне кризиса в системе здравоохранения поддержка избирателями партии Лео Варадкара стала падать. В октябре 2019 года «Фине Гэл» удерживала лидерство, но к концу декабря, согласно результатам проведенного компанией Behaviour and Attitudes и газетой The Sunday Times соцопроса, уровень популярности «Фианна Фойл» и «Фине Гэл» сравнялся (их рейтинг — 27%).

Повлиять на популярность среди избирателей могут усилия господина Варадкара по урегулированию двух политических кризисов в соседнем Соединенном Королевстве. Во-первых, речь идет о сделке Великобритании с ЕС и принятии законопроекта по «Брекситу». Напомним, что принятие финального варианта сделки позволит избежать пограничного контроля между Ирландией и Северной Ирландией, тем самым обеспечив сохранение единого рынка. Во-вторых, Лео Варадкар может записать себе в актив усилия по урегулированию политической ситуации внутри Северной Ирландии. 12 января господин Варадкар дал понять, что именно на эти успехи правящая партия собирается сделать ставку: «Мы достигли сделки по "Брекситу", и это большой успех, добились восстановления деятельности местной администрации в Северной Ирландии».

Сближение в рамках острова

С 1998 года правительство Северной Ирландии функционировало в рамках соглашения Страстной пятницы — документа о политическом урегулировании конфликта в этой части Соединенного Королевства. Однако в январе 2017 года оно распалось из-за внутренних разногласий. Последующие три года регионом управляли госслужащие с ограниченными полномочиями. Реализация крупных экономических и социальных проектов на фоне подготовки «Брексита» была приостановлена. Не работал и парламент Северной Ирландии.

Документ под названием «Новое десятилетие, новый подход» (.pdf), опубликованный 9 января, полностью восстанавливает институты, прописанные в соглашении Страстной пятницы. Проект соглашения, уместившийся более чем на полусотне страниц, был разработан при совместном участии Соединенного Королевства и Республики Ирландия. Он предлагает реформы сфер здравоохранения и образования, а также изменения, способствующие более эффективному перераспределению финансов. В документе затрагивается чувствительный для Северной Ирландии вопрос языка. Речь идет, в частности, о мерах защиты ирландского языка, что важно для республиканцев, а также ольстерско-шотландского языка, что имеет ключевое значение для юнионистов.

Восстановление работы парламента в Белфасте — политическая победа как для Северной Ирландии и Соединенного Королевства в целом, так и для Республики Ирландия.

В понедельник британский премьер Борис Джонсон вместе со своим ирландским коллегой Лео Варадкаром посетили североирландский парламент, где встретились с новой администрацией региона. Фотографируясь у парламента, все улыбались, а первый министр Арлин Фостер шутила с британским лидером. «Мы очень обеспокоены погодой в ваших волосах, Борис»,— подметила она.

Торжественная атмосфера распространилась и на последующие выступления: речь Бориса Джонсона была полна оптимизма. Урегулирование кризиса в Северной Ирландии он назвал «знаменательным» и отметил: североирландские политики «проявили лидерство» при достижении «справедливой и сбалансированной сделки в интересах всех граждан Северной Ирландии».

Выступление Арлин Фостер было схожим по духу: «Поскольку мы сталкиваемся со значительной неопределенностью "Брексита", крайне важно, чтобы мы удвоили наши усилия по развитию и восстановлению современной, конкурентоспособной и устойчивой экономики. Таким образом мы проложим путь для торговли, инвестиций, туризма и новых рабочих мест». О развитии новых экономических и социальных проектов речь шла уже на той встрече. Так, Лео Варадкар пообещал частично профинансировать строительство двухполосной дороги А5, которая соединяет Дублин и Дерри, а также реконструкцию системы каналов Северной Ирландии.

Профессор Тринити-колледжа (Дублин), экономист Константин Гурджиев заверил “Ъ”, что восстановление работы парламента улучшает отношения между двумя частями Ирландии. «Речь идет о налаживании каналов для коммуникации и для координирования политических вопросов»,— сообщил он. Господин Гурджиев дал понять “Ъ”, что дискуссия по вопросу воссоединения в ирландском обществе продолжается. Вместе с тем рассчитывать на какие-либо сенсации в ближайшем будущем не приходится. «Для этого есть много причин. Одна из них — экономические издержки, которые понесут стороны от интеграции. В ирландской экономике добавленная стоимость и экономический рост генерируются частными компаниями. Северная Ирландия же зависит от государственных субсидий и 75% своей добавленной стоимости получает от правительства. Это существенная разница,— заявил эксперт.— Это понимают и политические партии, и избиратели. Видение ирландцами Северной Ирландии одновременно романтичное (из-за культурных, исторических вопросов и вопросов национализма) и прагматичное — и это очень здоровая точка зрения».

Марина Коваленко

Вся лента