Как определить социальную активность подростка
Cтрит-арт показал, что школьники не знают, как принести пользу обществу
Педагоги Тюменского государственного университета разработали инструментарий для диагностики социальной активности подростков: это стрит-арт, которым школьники стали заниматься на уроках изобразительного искусства.
«Уличное искусство — одно из важных средств формирования активной социальной позиции подростков. С одной стороны, оно привлекательно для школьников в плане творческого самовыражения, с другой — располагает коммуникативными возможностями для выражения собственной социальной позиции автора,— рассказала заведующая кафедрой искусств Тюменского государственного университета Оксана Овсянникова.— Однако понятие “активная социальная позиция средствами стрит-арта” до сих пор не сформулировано в сфере художественного образования».
Анализ начальной диагностики, которую педагоги провели среди семиклассников, дал интересные результаты. К примеру, по показателю «Способность откликаться на социальную проблему» низкий уровень выявился у 70% респондентов, средний — у 30% школьников, высокий уровень показателя не проявился. По показателю «Умение анализировать социальные проблемы» низкий уровень обнаружился у 60% школьников, средний — у 40% подростков, высокий уровень выявлен не был. По показателю «Способность обозначить социальную проблему и отобразить ее в плакате средствами стрит-арта» низкий уровень был обнаружен у 80% респондентов, средний — у 20%, высокий уровень снова не проявился.
Анализ анкет подростков показал, что некоторые ученики вообще неправильно трактуют понятие «активная социальная позиция», пассивно относятся к школьным и общественным мероприятиям. «Нужно учить решать социальные вызовы и проблемы различными средствами, в том числе и средствами искусства,— уверена завкафедрой Овсянникова.— Важно использовать возможности уличного искусства как средства формирования активной социальной позиции. Творческую энергию подростков можно направлять в позитивное русло с помощью стрит-арта, позволяя им самовыражаться».
По мнению педагогов, подростки хотят реагировать на социальные проблемы, но не всегда знают, как это сделать, чтобы быть полезными обществу, и эффект иногда получается прямо противоположный. Поэтому существует проблема вандализма в городской среде. Именно уличное искусство (стрит-арт) активно проявляется в условиях социальной протестной ситуации.
«Уличное искусство развивает инициативность и творческие способности подростка, а также положительно отражается на его общем развитии. Это самостоятельный вид современного визуального искусства, он пользуется медиа и техниками, присущими только ему, такими как постер, стикер-арт, спрей-арт, трафаретная техника, городские перформансы и пространственные композиции,— продолжает Оксана Овсянникова.— Направление “стрит-арт” несет в себе особый язык выражения мысли: сочетание текстов, каллиграфию, смешение красок и композиций. Это средство самовыражения представляет собой огромную палитру возможностей для разнообразных идей художника, которые заставляют зрителя задуматься над различными социальными проблемами». Вовлекая подростков в такой вид визуальной деятельности, можно направить их энергию в позитивное русло, превратив уличные рисунки в объекты изобразительного искусства, тем самым позволяя подросткам самовыражаться и формировать их социальную позицию, считают психологи.
Формирование активной социальной позиции подростков средствами стрит-арта тесно связано с понятием «плакатное искусство», воплощение которого может происходить на уроках изобразительного искусства. Дисциплина позволяет научить подростков преобразовывать стрит-арт, воспринимая шрифт, трафареты и цвет как средства самовыражения и отражения своей социальной позиции.
По материалам статьи https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-diagnosticheskogo-instrumentariya-po-issledovaniyu-urovnya-sformirovannosti-aktivnoy-sotsialnoy-pozitsii-podrostkov