Семья в иллюминаторе
Ева Грин в фильме «Проксима»
В российский прокат вышла «Проксима» француженки Алис Винокур — производственно-лирическая кинодрама о женщине-космонавте. С неожиданным интересом ее посмотрел Андрей Плахов.
Неожиданность уже в том, что в образах космонавтов в этом фильме нет ни Брэда Питта, ни Райана Гослинга, ни других штатных голливудских звезд. Есть, правда, Мэтт Диллон в роли второго плана, но после того как он воплотился в гротескного маньяка у Ларса фон Триера, на него уже смотришь как-то иначе. Неожиданность, конечно, и в том, что в «Проксиме», вопреки канонам маскулинного жанра, космос покоряет женщина, и играет ее профессиональная красавица Ева Грин.
Интригуя, это обстоятельство в то же время сеет скепсис. Но он быстро развеивается. Хотя в фильме нет никаких сюжетных триггеров — ни космической аварии, ни любовной интриги,— смотрится он отлично, будучи целиком построен на искренней и точной игре исполнительницы главной роли. Ева Грин, как всегда, сексуальна — и в джинсах, и в скафандре, но впервые на моей памяти проявляет что-то вроде задушевности.
Ее героиня Сара страдает от вынужденной разлуки с дочкой, с которой особенно сблизилась после развода с мужем. На время многомесячной космической миссии ей приходится препоручить десятилетнюю Стеллу ее немецкому отцу (его играет Ларс Айдингер, известный в России по роли императора Николая II в «Матильде»). Это вызывает сильный стресс как у девочки с космическим именем, так и у матери: чтобы вернуть доверие дочери, Сара даже идет на нарушение режима подготовки к полету, вывозит дочку в казахстанскую степь, а потом отмывает в душе йодом от микробов свое прекрасное тело.
Картина снята в значительной своей части в России и Казахстане, и это тоже сенсация: впервые в зарубежном игровом кино удалось организовать такие подробные съемки на засекреченных местах событий. Герои живут и тренируются в Звездном городке для совместного полета с Байконура. И даже если в сюжете есть фантастические допущения, он погружен в достаточно достоверную среду. Ее частью становится русский язык: он слышится даже из уст персонажей-иностранцев.
Было бы странно, если бы в таком фильме не прозвучал феминистский мотив — и он звучит, но на удивление сдержанно и, что почти невероятно, в юмористической аранжировке. Сара с детства страдала «звездной болезнью», мечтала стать астронавтом, но мать ее окорачивала: не женская профессия. Да и герой Мэтта Диллона, командир международного экипажа, сначала не воспринимает красотку-француженку всерьез. Он приветствует нового члена экипажа словами о том, что «француженки вкусно готовят», а потом обидно называет Сару «космическим туристом». Но после совместной прогулки в супермаркет «Пятерочка» он меняет свое отношение на более уважительное и даже уклоняется от шанса закадрить космическую красавицу. Другой сексист, к тому же бабник, из команды русских космонавтов, мелькает в сюжете лишь на минуту, уступая место гендерно корректному коллеге Антону, который и полетит к Марсу — конечной цели космического проекта Proxima.
В общем, конфликты в этом фильме представлены с крайней степенью деликатности и легко разрешаются, не успев достигнуть кульминации. Но, как это ни странно, ощущения легковесности не возникает: может быть, потому, что все время чувствуется не только близость открытого космоса, но и держащая героев сила земного притяжения.