На «Стрелке» разводят долги
Управление по строительству мостов Нижнего Новгорода требует заплатить 480 млн рублей по банковской гарантии
Спустя полтора года после открытия в Нижнем Новгороде станции метро «Стрелка» с недоделанным вентиляционным узлом структуры городской администрации вышли в суд. Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей как муниципальный заказчик стройки просит привлечь к ответственности банк «Пересвет» и взыскать с него 480 млн руб. по банковской гарантии. Иск может нивелировать право требования структур, претендующих на получение с ГУММиДа более 600 млн руб. Мэрию Нижнего Новгорода к участию в процессе пока не пускают.
Как следует из картотеки арбитражных дел, МКУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде» (ГУММиД) в арбитражном суде Москвы судится с банком «Пересвет» — финансовым гарантом строительства станции метро «Стрелка». Городской заказчик просит взыскать с банка в общей сложности 480 млн руб. (469 млн руб. — неотработанный генподрядчиком аванс и 11 млн руб. в виде штрафа).
Банковскую гарантию, о которой идет речь в арбитражном споре, «Пересвет» выдал ГУММиДу в апреле 2019 года в обеспечение обязательств по строительству станции метро «Стрелка». Несмотря на то, что «Стрелка» с двумя тоннелями была официально сдана в эксплуатацию в конце мая 2018 года перед чемпионатом мира по футболу, генподрядчик ООО СК «Управление строительства-620» не сделал один притоннельный вентиляционный узел из-за сложностей с грунтами и финансовых проблем. Все права и обязанности были по договору переуступлены ООО ПБ «Инженер», но эта компания также не доделала вентузел, и осенью прошлого года контракт с ней расторгли в одностороннем порядке.
Де-юре из-за этого узла строительство «Стрелки» не закончено до сих пор, хотя станция принята и ею давно пользуются пассажиры.
ГУММиД насчитал вошедшему в процедуру банкротства генподрядчику стоимость проавансированых работ, за которые строители не смогли отчитаться, и решил взыскать эти средства с банка-гаранта. Юристы ООО СК «Управление строительства-620» в отдельном судебном процессе пытались доказать, что требования заказчика незаконны и банковская гарантия «Пересвета» неисполнима в части возврата неотработанного аванса. Однако в конце прошлого года арбитражный суд столицы отказал генподрядчику (это решение им обжалуется в апелляции).
В судебный процесс по взысканию с банка 480 млн руб. пыталась третьим лицом вступить администрация Нижнего Новгорода, но суд ей отказал, решив, что власти не доказали свой материальный интерес в этом споре. Мэрия также обжаловала отказ суда допустить ее к участию в деле.
Отметим, что ранее получившее право требования ООО ПБ «Инженер» взыскало с ГУММиД долг в 634,5 млн руб. за дополнительные работы на «Стрелке», сделав свою экспертизу. Но эти деньги компания пока не получила. Федеральная субсидия на эту сумму, которую губернатор Глеб Никитин в 2018 году выбил на достройку метро, была возвращена в казну, и регион просит ее обратно у Минтранса РФ. В ГУММиД утверждают, что ООО ПБ «Инженер» действует в интересах банка «Пересвет». Информированные собеседники “Ъ-Приволжье” отмечают, что иск ГУММиД на 480 млн руб. в случае его удовлетворения может частично перекрыть требования «Инженера» и тогда «банк останется должен сам себе».
Как пояснили в ГУММиД, поскольку за строительство «Стрелки» была выплачена практически вся сумма муниципального контракта (10,3 млрд руб.— “Ъ-Приволжье”), заказчик не хочет отдавать еще «хоть один бюджетный рубль», считая сомнительной принятую судом экспертизу. В банке «Пересвет» не стали комментировать судебные тяжбы с ГУММиД.
Добавим также, что на право требования долга с заказчика метро наложен арест в рамках расследования уголовного дела в отношении гендиректора ООО СК «Управление строительства-620» Владислава Костенко. Он обвинен в крупных хищениях при поставке бентонита на стройку метростанции и дожидается суда в следственном изоляторе. Следствие также рассчитывает, что из средств федеральной субсидии будет заплачено рабочим, строившим «Стрелку»: непогашенные долги строителям и субподрядчикам превысили 100 млн руб.
Что касается недостроенного вентиляционного узла, в городской администрации пока думают, что с ним делать дальше.
Предложен либо вариант его достройки за бюджетный счет, либо самый дешевый выход с консервацией — котлован заливают легким бетоном и к строительству узла возвращаются, когда будет возможность строить следующую станцию «Волга» (в перспективе ближайших лет денег на продление метро в Нижнем Новгороде нет, а мещерское направление приоритетным не считается). В ГУММиД уверяют, что отсутствие одного вентиляционного сооружения не влияет на безопасность эксплуатации «Стрелки».