«Все остается таким же, как сейчас»
Советник президента Ельцина Михаил Краснов — о грядущей конституционной реформе
Изменения Конституции, неожиданно анонсированные президентом Путиным во время послания Федеральному собранию, пока что вызывают много вопросов. Спецкорреспондент “Ъ” Александр Черных побеседовал с доктором юридических наук Михаилом Красновым, который в 1995–1998 годах был помощником президента Бориса Ельцина по правовым вопросам. Господин Краснов считает, что расширение полномочий Госдумы на деле окажется чисто декоративным, а большинство других упомянутых президентом изменений невозможно принять без создания Конституционного собрания.
Что будет с правительством и Госдумой
Направление реформы на первый взгляд кажется правильным — многие уже давно говорят о необходимости таких изменений, чтобы правительство стало правительством парламентского большинства. Чтобы от парламентских выборов действительно зависел курс страны. Но если приглядеться к формулировкам… Да, Госдума утверждает председателя правительства, потом всех министров, вице-премьеров. Но, во-первых, президент сам сказал, что, несмотря на это, определение политики останется за главой государства, то есть как и сейчас. Кроме всего прочего, президент имеет право отменять постановления правительства, которые противоречат президентским указам. И если президента не устроит деятельность правительства, он сможет отправить его в отставку.
Онлайн-трансляция: последние новости об отставке правительства Медведева
И что тогда получается? Общий смысл правительственной деятельности остается таким же, как и сегодня. Все остается таким же, как сейчас. Зато думское руководство, начальство фракций, будет гордо ходить и говорить: «Это мы сформировали правительство». А на самом деле — ничего подобного. Примерно так же, как с губернаторами, когда отменили их назначение президентом и ввели выборы, но оставили положения, позволяющие президенту сместить любого губернатора. И поэтому губернаторы смотрят не на избирателей, а на президента.
Как будут приниматься поправки
Что еще меня смущает — когда президент говорит, что поправки будут внесены обычным порядком. Для этого у нас принимается федеральный конституционный закон и не менее двух третей субъектов должны его одобрить. Как были внесены поправки в 2008 и 2014 годах.
Как правили Конституцию России
Но при этом президент говорил и о вещах, которые заложены в главе первой и главе второй. Например, о прожиточном минимуме или приоритете национального права над международным… Но для таких изменений необходимо создавать Конституционное собрание. А его нет. И это очень смущает.
Что с Госсоветом
Непонятно, что имеется в виду, когда президент говорит о повышении роли губернаторов и Госсовета. Госсовета у нас в Конституции вообще нет, это первое. Во-вторых, у нас уже существует Совет федерации — именно для этого. Что мешает ему не просто штамповать законы, присланные Госдумой, а всерьез их разбирать? Вот вам и реальная роль регионов. Что будет с Госсоветом — надо смотреть, когда появятся конкретные документы. Пока неясно, что за этими словами президента кроется.
Про приоритет национального законодательства
Про ЕСПЧ уже было несколько решение Конституционного суда, были и поправки к закону о Конституционном суде, которые разрешают, мягко говоря, усомниться, соответствует ли решение ЕСПЧ Конституции РФ. Так что возможность не исполнять какие-то решения ЕСПЧ у нас уже есть. Видимо, чтобы не было недомолвок, решили ввести в Конституцию прямую норму. Но это первая глава, основы конституционного строя. И для таких изменений надо созывать Конституционное собрание.
Какова процедура внесения поправок в Конституцию РФ
Про референдум, обязателен ли он
Референдум — это и есть всенародное голосование. Когда принималась Конституция, был закон о референдуме. Но президент Ельцин действовал как бы за пределами этого закона, и поэтому было проведено «всенародное голосование». Но по факту это одно и то же.
Поправки к Конституции референдумом можно принимать, только если на референдум их вынесет Конституционное собрание. Просто собрать референдум по чьей-либо инициативе кроме Конституционного собрания невозможно. Об этом говорит сам закон о референдуме. Поэтому принять поправки референдумом нельзя, пока не создадут такое собрание. А о нем в послании ни слова.