«Дружба» потребовала ремонта
Белоруссия будет ежемесячно ограничивать прокачку по нефтепроводу
Минск нашел очередной рычаг давления на Москву в продолжающихся переговорах о стоимости транзита через Белоруссию и цене поставок на ее НПЗ. Так, оператор белорусского участка нефтепровода «Дружба» намерен проводить постоянные ремонты на своей трубе, ограничивая при этом поставки в Европу. Первой от этого может пострадать Польша, прокачка на НПЗ которой снизится с 14 до 17 января. Эксперты считают, что угрозы Белоруссии в конце концов заставят Россию пойти на уступки.
Оператор белорусского участка нефтепровода «Дружба» «Гомельтранснефть Дружба» заявил, что собирается проводить ежемесячные ремонты на отрезке Мозырь—Брест-3 с частичной остановкой перекачки нефти. Первый ремонт продлится с 14 по 17 января и ограничит прокачку в Польшу на 50% от максимальной производительности — до 70 тыс. тонн в сутки. Пока, по данным польского оператора PERN, Варшава получает нефть через Белоруссию в соответствии с графиком. Весь остальной объем транзита нефти в Европу (в западном направлении потребителем кроме Польши является Германия, в южном — Венгрия, Словакия и Чехия) по этому маршруту ведется в обычном режиме.
По данным белорусского оператора, в январе производительность белорусского участка снижена до 3,6 млн тонн, фактическая транспортировка составит 3 млн тонн. Как заверил заместитель генерального директора — главный инженер «Гомельтранснефти Дружба» Андрей Вериго, запланированные объемы транзитной нефти будут перекачаны, несмотря на ремонт.
В «Транснефти» “Ъ” подтвердили, что для компании ремонт не стал сюрпризом и идет в соответствии с графиком.
Антон Усов из KPMG считает, что заявление Минска о начале ремонтов может быть попыткой улучшить позицию в переговорах по стоимости транзита российской нефти. По методике повышение тарифа должно составить около 3% с февраля с учетом уже проведенной индексации тарифа на 3,7% с сентября 2019 года (в целом — 6,8%). Но Минск настаивает на повышении цены на 16,6% с учетом компенсации за недополученную выручку от прокачки нефти в связи с форс-мажором с загрязнением сырья в «Дружбе» хлорорганикой в апреле 2019 года. Параллельно владелец двух белорусских НПЗ «Белнефтехим» ведет переговоры с российскими нефтекомпаниями о цене поставок нефти, которые были остановлены с 1 января из-за отсутствия контрактов.
Также Минск ищет альтернативные источники поставок на свои заводы (сейчас нефть в Белоруссию поставляют только структуры группы «Сафмар» Михаила Гуцериева, план на январь — около 400 тыс. тонн). Один из вариантов — реверс сырья по «Дружбе» из Гданьска (Польша) на Мозырский НПЗ. Как пояснил Андрей Вериго, если Варшава согласится, прокачка может идти попеременно на Мозырь и с него. При этом варианте, по расчетам Минска, транзит российской нефти через республику в Европу может упасть с 60 млн до 20 млн тонн в год.
«Объявление о предстоящих ремонтах — попытка Минска улучшить свою переговорную позицию, равно как и рост тарифов на транспортировку и предложение о закупках нефти, направленное третьим странам»,— считает Дмитрий Маринченко из Fitch.
Эксперт не исключает, что транзит через Белоруссию на некоторое время будет снижен, а российским компаниям придется переориентировать какие-то объемы на поставку через порты, как это произошло в прошлом году после попадания в «Дружбу» загрязненной нефти. По его мнению, в итоге Россия, вероятно, пойдет на компромисс и найдет возможность немного снизить цену нефти. Господин Маринченко считает, что демарши Минска наносят Москве политический ущерб, ставят под вопрос углубление интеграции и могут негативно повлиять на репутацию России как поставщика нефти, особенно после инцидента с «Дружбой».
Александр Лукашенко, президент Белоруссии, 9 января
И сегодня нет катастрофы, если мы даже не договоримся с Россией. Живем же эти дни и будем жить не хуже, чем в 2019 году.
Сергей Гарамита из Райффайзенбанка отмечает, что у «Транснефти» достаточно возможностей для перенаправления объемов с белорусского направления в порты РФ: свободные мощности в Приморске, Усть-Луге и Новороссийске составляют около 30 млн тонн при транзите через Белоруссию в 49 млн тонн в 2019 году.
«Потерять Беларусь — это хуже, чем потерять где-то кусок России»
Александр Лукашенко рассказал об упущенных возможностях в интеграции