«Ни у кого к Михаилу Мишустину претензий быть не может»

Глеб Кузнецов — о кандидатуре главы ФНС на пост премьер-министра

В «Единой России» обсудят кандидатуру на должность премьер-министра утром 15 января — им может стать глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Его кандидатуру предложил Владимир Путин — президент лично встретился с главой ФНС. Перед этим президент провел совещание с аппаратом правительства, в ходе которого премьер-министр Дмитрий Медведев и объявил о его отставке. Варианты развития событий ведущий “Ъ FM” Марат Кашин обсудил с руководителем экспертного совета ЭИСИ Глебом Кузнецовым.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Какова ваша оценка всего происходящего и, в частности, возможного назначения Михаила Мишустина главой будущего кабинета министров?

— В первых строках послания Владимир Владимирович сказал, что существует огромный общественный запрос на перемены, и призвал весь государственный аппарат начать его удовлетворять. Мы видим, что слово у него с делом не расходится. В ходе послания был озвучен ряд интересных и политических, и социально-экономических инициатив, потом отставка правительства, появление нового премьера, человека, доказавшего свою эффективность, создавшего очень эффективно работающую службу, и, в общем, как к профессионалу, ни у кого к нему никаких претензий быть не может.

Онлайн-трансляция: последние новости об отставке правительства Медведева

Смотреть

— То есть Владимир Путин именно на Михаила Мишустина возлагает эту миссию — реализовывать те планы, которые он озвучил во время послания Федеральному собранию?

— Видимо, да.

— Как, на ваш взгляд, изменится состав кабинета министров?

— Пока рано об этом говорить. Давайте анализировать то, что может быть проанализировано. Очевидно, что полностью состав кабинета никто менять не будет, там были вполне эффективные министры, к которым не было ни у кого претензий. Возможно, кто-то пожелает сменить работу самостоятельно — работа там тяжелая, но это будет понятно буквально в течение двух-трех дней.

— Обсуждали кандидатуру Алексея Кудрина, говорили, что это был бы представитель либерального крыла. А можно ли Михаила Мишустина считать представителем силового крыла?

— Безусловно, нет — ну какой из Мишустина силовик? Не надо путать налоговую полицию и налоговую службу. Налоговая служба — это финансисты, а не силовики. Кроме того, я бы с большой настороженностью сейчас относился к разделению на силовиков, технократов и либералов. Сейчас все примерно одинаковых убеждений придерживаются, все занимают патриотические позиции, все понимают, что Россия идет своим особым путем, и развивать ее нужно здесь, а не где бы то ни было еще.

— Президенту выгодно сейчас быстро провести реформы, которые он озвучил, или это все будет тянуться до следующих выборов в Госдуму, например, два года?

— Конституционная реформа — вещь очень серьезная. Быстро она проведена быть не может. Все будет идти в соответствии с достаточно строгой законотворческой процедурой, так скажем. Затягивать никто не будет, но и гнать лошадей для того, чтобы отчитаться о том, что задачи, поставленные в послании, выполнены с опережением графика,— такого тоже не будет.

Все правительство России

Смотреть

— Мишустин занимается налоговой политикой. Скажите, сможет ли он, скажем, внести серьезную лепту в борьбу с коррупцией в России?

— Борьба с коррупцией — это все-таки функция силовиков. Если бы вы меня спросили, какую лепту в борьбу с коррупцией внесет глава Следственного комитета или министр внутренних дел, или глава ФСБ, я бы вам ответил. Задача Мишустина — это не борьба с коррупцией, а реализация тех масштабных социально-экономических преобразований, о которых говорил президент в послании. Это активнейшая социальная политика, это помощь семьям, это помощь детям, это образование — вот его повестка, а не какие-то решительные шаги по искоренению коррупции. Это можно доверить профессионалам.

Вся лента