В киоски добавили технологий
Выходец из «Ростелекома» возглавил группу Uvenco
Бывший топ-менеджер «Ростелекома» и МТС Арвидас Алутис стал новым гендиректором группы Uvenco, которая управляет 15 тыс. торговых автоматов по всей стране. В числе приоритетов топ-менеджера — расширение сети киосков самообслуживания Self в 2020 году с 450 до 1,5 тыс. точек. На рынок, где уже работает «Вкусвилл», готовится выйти «Азбука вкуса», конкурировать с которыми по качеству еды может быть сложно.
О том, что Арвидас Алутис стал новым гендиректором группы Uvenco, “Ъ” рассказали в самой компании. На этой должности он сменил Сергея Корниенко, который возглавлял группу более десяти лет. Uvenco основана Борисом Белоцерковским в 2007 году. Сегодня называет себя крупнейшим в РФ оператором автоматизированной торговли: под ее управлением 15 тыс. автоматов в 65 городах, завод по производству оборудования Unicum в Санкт-Петербурге и пр. По собственным данным, оборот Uvenco в 2019 году вырос на 15%, до 4 млрд руб. год к году. Арвидас Алутис в 2017–2019 годах руководил розничной сетью «Ростелекома», до того занимал аналогичную должность в МТС, а также был вице-президентом банка «Русский стандарт». Господин Алутис уточнил “Ъ”, что получил предложение от господина Белоцерковского. Условия назначения топ-менеджер не раскрыл.
37,2 миллиарда рублей
был оборот российского рынка вендинга в 2018 году, по оценке Euromonitor International
Как следует из ЕГРЮЛ, Арвидас Алутис стал гендиректором нового АО «Ювенко», которое было создано 30 декабря. По словам Бориса Белоцерковского, компания создана в рамках реструктуризации группы. В числе основных задач господина Алутиса будут увеличение капитализации Uvenco, расширение регионального охвата, а также развитие новых проектов, прежде всего сети киосков самообслуживания в офисах под брендом Self, сообщили в компании.
Сегодня Self насчитывает свыше 450 киосков в 20 городах, оборот которых в 2019 году был на уровне 300 млн руб. В планах на 2020 год — расширение сети до 1,5 тыс. точек и увеличение оборота до 1 млрд руб. Господин Белоцерковский говорит, что приоритетом для Self остаются закрытые зоны в офисах Москвы и Санкт-Петербурга. Также планируется охватить города с населением от 500 тыс. человек и в рамках эксперимента открывать киоски в полузакрытых пространствах, к примеру в холлах бизнес-центров, рассказывает он. По словам Арвидаса Алутиса, сегмент таких киосков в России только зарождается. Еда в них сравнима по качеству с блюдами из кафе, а однозначным преимуществом выступает скорость обслуживания, отмечает топ-менеджер.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров называет основным конкурентом Self микромаркеты самообслуживания «Вкусвилл». В компании уточнили, что сейчас работает более 200 таких точек. На другие вопросы там не ответили. При этом, отмечает господин Бурмистров, «Вкусвилл» отличает высокий уровень лояльности аудитории к ассортименту, а для Uvenco собственная кулинария не была в числе профильных интересов, потому с ее качеством могут быть проблемы. Но если «Вкусвилл» ориентируется прежде всего на крупные офисы, то Self может развиваться и в средних компаниях, где более 100 сотрудников, продолжает эксперт. Кроме того, добавляет Михаил Бурмистров, Self может открываться на месте традиционных вендинговых автоматов Uvenco, постепенно их замещая.
Конкуренция на этом рынке между тем ужесточается. Господин Бурмистров знает, что свои киоски самообслуживания планирует запустить и сеть «Азбука вкуса». В компании подтвердили, что в ближайшее время начнут разворачивать точки самообслуживания, не став раскрывать подробности. Основатель киосков по продаже готовой еды DC Daily Илья Филимонов отмечает, что проекты подобные Self или микромаркетам «Вкусвилла», которые при покупке полагаются на добропорядочность клиента, сегодня ограничены только крупными офисами. Сам же такой формат торговли, вероятно, будет двигаться в сторону открытого трафика, где уже необходимы какие-то технологические решения для автоматизации процесса оплаты, рассуждает он.