Фастфуд отъел долю рынка
Граждане предпочитают питаться быстро и недорого
Траты россиян на питание в заведениях фастфуда обеспечили более половины рынка общепита по итогам десяти месяцев 2019 года. Год к году показатель увеличился практически на 20%. Рост популярности таких форматов участники отрасли связывают не только с падающими доходами населения, но и растущим запросом на быстрое обслуживание в условиях растущего темпа жизни.
О том, что 51% расходов россиян на общепит по итогам десяти месяцев 2019 года получили заведения фастфуда, говорится в исследовании NPD Group (есть в распоряжении “Ъ”). Год к году показатель увеличился на 17%. В то же время траты на традиционные рестораны сократились на 11%, теперь на них приходится лишь 23% от общего объема. Кофейни получили 5%, год к году рост составил 7%. Еще 8% — у столовых при росте на 4%. Еще 13% (с отрицательной динамикой год к году в 3%) занимают остальные каналы фудсервиса, такие как продуктовые магазины, вендинг, отели, бары, следует из аналитики NPD. По данным Росстата, общий объем рынка общепита в РФ за десять месяцев 2019 года вырос на 4,7%, до 1,3 трлн руб.
NPD Group проводит исследования ресторанного рынка в России с 2012 года. Они основаны на результатах онлайн-опросов более 10 тыс. жителей восьми крупнейших городов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани, Ростова-на-Дону и Самары.
Фастфуд растет уже несколько лет подряд, напоминает заместитель гендиректора по коммерции ГК «Шоколадница» Евгений Прохоров. По его мнению, потребители переходят в сегмент фастфуда в первую очередь из-за скорости обслуживания.
С ним не соглашается гендиректор Amrest (владелец мастер-франшизы Pizza Hut) Александр Нигматуллин, замечая, что реальные доходы россиян продолжают снижаться пятый год подряд (официальный прогноз Минэкономики предполагает рост реальных располагаемых доходов населения в 2019 году на символические 0,1%), что приводит к поляризации общества.
Господин Прохоров добавляет, что полноценные рестораны вынуждены подстраиваться под запрос: «Это и доставка, и эксперименты с форматами to go. Нам помогает то, что мы скорее смежный формат, обеспечивающий и близкий к ресторанам сервис, и скорость обслуживания». Так, среднее время обслуживания в ресторанах группы достигает десяти минут. Для сравнения, среднее время ожидания заказа в McDonald’s — около трех минут.
С другой стороны, заведения, специализирующиеся на быстром питании, улучшили соотношение качества и цены и теперь составляют полноценную конкуренцию ресторанам средней ценовой категории, добавляет господин Нигматуллин. Исполнительный директор Restcon Андрей Петраков считает, что если реальные доходы россиян начнут расти, рестораны перестанут терять посетителей.
В то же время, россияне все чаще предпочитают питаться вне дома, отмечают в NPD, называя это одной из важных тенденций на рынке общепита: за последние десять месяцев количество визитов в кафе выросло на 5,6%. Отчасти это происходит за счет моды на кофе, уверены аналитики. До 18% заказов кофе с января по октябрь 2019 года было совершено импульсивно. И кофейни не упускают шанса. Например, в заведениях «Правда кофе» уже 15% продаж приходится на еду на вынос, рассказывает основатель сети Филипп Лейтес. К весне он обещает удвоить этот показатель.
Кроме того, сегмент доставки, контролируемый в России фактически двумя компаниями — «Яндекс.Едой» и Delivery Club (принадлежит Mail.ru Group), за последний год рос втрое быстрее рынка и достиг 7,6% в расходах на питание вне дома, говорится в исследовании. Александр Нигматуллин, не раскрывая подробностей, комментирует, что в Pizza Hut доля доставки, в отличие от самообслуживания, ежегодно показывает активный рост. Представитель сети «Хлеб насущный» Алексей Панов отмечает рост выручки на 20% от доставки в 2019 году по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года. Тем не менее, добавляет он, доля доставки в общем объеме выручки сети еще далека от заведений, специализирующихся на пицце, суши и бургерах.