Третьей будут
Неформальное движение профессионалов решило идти в гордуму Ульяновска
В Ульяновске неформальный союз профессионалов, назвавший себя «третьей силой» (две первые — власть и бизнес), заявил, что намерен провести в городскую думу областного центра своих кандидатов. Инициированный «Единой Россией» переход на полностью одномандатную систему он воспринимает как более комфортный для себя вариант. «Третья сила» намерена расширить состав команды своих кандидатов и готова обсуждать это со всеми, кто отвечает ее критериям, независимо от партийной принадлежности. Оппозиция высказывает опасения, что к этому приложила свою руку исполнительная власть, заинтересованная в размытии протестного электората. Политологи считают, что запрос на появление «третьей силы» есть, что дает шансы новой команде, но полагают, что партийная принадлежность может помешать исполнению планов.
Во вторник в Ульяновске состоялись публичные слушания по проекту изменений устава города, вызванных инициативой фракции «Единой России» в гордуме. Она предложила перейти от действующей смешанной избирательной системы к полностью мажоритарной. КПРФ и ЛДПР выступили против, отмечая, что это делается в интересах партии власти и ведет к снижению политической конкуренции. По мнению оппозиции, результат слушаний был предопределен, поскольку они «проводились в рабочее время, все места были задолго до начала заняты приведенными чиновниками, бюджетниками и представителями „Единой России“, а противникам перехода в зале не было места».
В среду главред и владелец регионального интернет-портала «Улпресса», член региональной Общественной палаты Дмитрий Ежов, анализируя в своем телеграм-канале итог слушаний, сделал заявление о том, что «новая схема дает шанс и гражданскому сообществу», и на выборы в гордуму (состоятся в сентябре 2020 года) свою команду намерена вести «третья сила», которая готова взять под свое крыло и новых потенциальных кандидатов, намеренных работать на общее дело. «Мы будем готовить свою команду: опыт показал, что все более чем реально. Это общее дело: город нуждается в изменениях, а не в набившей оскомину игре в политический пинг-понг»,— отметил господин Ежов.
Напомним, «третьей силой» себя назвало сформировавшееся в июле прошлого года сообщество профессионалов — достаточно известных в городе юристов, архитекторов и журналистов, которые начали поднимать острые проблемные вопросы жизнедеятельности города, его архитектурного облика, генплана. В августе они опубликовали свое заявление, в котором говорилось, что, на их взгляд, в обществе существуют две силы — «это сами бюрократы и те пользователи их регулирования, которые получают преимущественную реализацию своих интересов», «чаще всего это власть и бизнес, реализующие свои общие интересы по эксплуатации общественных ресурсов». «Третья сила», по их словам,— это «профессионалы, которые возмущены качеством регулирования их отрасли», «эти люди обладают обостренным чувством справедливости, и они не готовы терпеть нарушение их прав».
По словам одного из основателей сообщества, руководителя юрагентства «Кучембаев и партнеры» Алмаза Кучембаева, уже сейчас от «третьей силы» на выборы намерены идти он сам, Дмитрий Ежов, архитектор Сергей Фролов, защитник интересов собственников жилья Илья Гуров, а также юрист Константин Толкачев. «Мы должны раздвинуть эту спайку власти и бизнеса»,— сказал господин Кучембаев. По его словам, основные критерии для потенциальных кандидатов, которых готова взять под свое крыло «третья сила»,— профессионализм, честность, достоинство, открытость. При этом «партийная принадлежность не имеет никакого значения, пусть хоть из „Единой России“, хоть из КПРФ». Кандидаты будут идти самовыдвиженцами, однако «третья сила» готова оказать им как небольшую материальную поддержку, так и помочь информационным сопровождением, профессиональной экспертизой в решении проблем округа. «Даже если не выиграем, мы сможем разогреть эти выборы и добиться поднятия стандарта услуг власти, в котором заинтересованы сами как потребители этих услуг»,— добавил господин Кучембаев.
В КПРФ появление на выборах «третьей силы» считают «попыткой региональной власти «размыть протестные настроения». «Таких третьих, четвертых, пятых сил сейчас будут создавать много, чтобы размыть оппозицию. И я считаю, что к этому могла приложить руку региональная власть»,— сказал лидер фракции КПРФ регионального заксобрания Айрат Гибатдинов. В то же время лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев, считает, что появление «третьей силы» «приведет к росту конкуренции, а значит, к росту интереса к выборам, что повысит явку и сделает выборы более легитимными».
«Запрос на третью силу уже сформировался, и у сообщества есть шансы о себе заявить в полный голос в новом составе гордумы, тем более что с идеями у них все в порядке, они не только критикуют, но и предлагают как профессионалы»,— считает ульяновский политолог Николай Васин. Однако он считает, что партийная принадлежность депутатам «третьей силы» будет мешать. «Будучи связанными партийными узами, они вряд ли смогут отвечать критериям сообщества. Кроме того, наверняка будут попытки власти переподчинить депутатов от „третьей силы“ под свое влияние и заставить работать по своим правилам, ввести в состав фракции „Единая Россия“. Но в этом случае их авторитет резко просядет»,— сказал политолог.