Премьер-лига нацелилась на расширение
Она выступила за увеличение числа участников чемпионата
Российская премьер-лига (РПЛ), скорее всего, в ближайшие годы переживет расширение привычного формата. Общее собрание клубов РПЛ выступило за увеличение не менявшегося уже два десятка лет числа участников ее чемпионата с 16 до 18 клубов с целью повысить его интенсивность и привлекательность. Между тем рекомендация, которая должна быть утверждена Российским футбольным союзом (РФС), принята на фоне отсутствия очевидных экономических предпосылок к расширению: отечественные клубы по-прежнему регулярно сталкиваются с финансовыми проблемами, а сама лига по-прежнему генерирует относительно невысокие доходы.
Наиболее интересным итогом состоявшегося 16 января общего собрания Российской премьер-лиги следует признать решение о признании целесообразным расширить ее формат. Как сообщил после окончания собрания глава РПЛ Сергей Прядкин, переизбранный в рамках этого заседания на новый пятилетний президентский срок, его участники, то есть руководители клубов лиги, большинством голосов поддержали идею увеличения количества команд, выступающих в чемпионате, с 16 до 18. Господин Прядкин напомнил, что задача «повысить интенсивность» турнира была поставлена перед РПЛ в прошлом году президентом Российского футбольного союза Александром Дюковым. Выступая в июне на конференции РФС, господин Дюков и в самом деле акцентировал внимание на идее расширить состав Российской премьер-лиги с 16 до 18 команд и сказал, что, на его взгляд, она «заслуживает проработки». Он сообщил, что инициаторами дискуссии по расширению выступил ряд клубов, и дал понять, что с симпатией относится к инициативе: «Меня беспокоит, что некоторые наши клубы проводят 30–31 официальную игру. Это мало».
«Все клубы проголосовали за то, чтобы игр было больше. Были рассмотрены варианты с play-off, разбитием на различные группы, были варианты с увеличением команд, были с сокращением, был вариант оставить все как есть»,— добавил в четверг Сергей Прядкин.
При этом надо учесть, что решение РПЛ имеет статус рекомендации. Утвердить ее еще должен РФС. А Сергей Прядкин уточнил, что, с какого именно сезона РПЛ планирует внедрять вариант с 18 клубами, будет определено «на следующем собрании после консультаций с РФС и решения юридических вопросов». Но следующий чемпионат, стартующий в конце июля, пройдет в прежнем формате — с 16 клубами.
Расширение премьер-лиги, если оно действительно произойдет, можно будет считать почти революционным событием.
Цифра 16 для высшего российского футбольного дивизиона уже успела превратиться в незыблемую константу. Столько команд в нем неизменно играет более двух десятков лет — с 1998 года (сама РПЛ была создана в 2001-м). В этом плане российская премьер-лига не соответствовала параметрам сильнейших европейских чемпионатов. В четырех первенствах «большой континентальной пятерки» — английском, испанском, итальянском и французском — по 20 команд, в немецком — 18. Столько же — 18 — в чемпионате Португалии, которая осенью обошла Россию в борьбе за шестое, сразу за лидерами, место в таблице коэффициентов Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA).
Дискуссии по поводу «укрупнения» чемпионата велись уже давно, а его сторонники (в основном это «большие» клубы) указывали на «существенные плюсы», вытекающие из подобного шага. Это, например, увеличение объема игровой практики для футболистов, нужной в том числе для хорошего выступления в еврокубках, а главное — перспективы повышения денежных поступлений. Топ-менеджеры и владельцы клубов-грандов считали, что за счет роста количества матчей могут вырасти спонсорские поступления и так называемые поступления matchday (имеются в виду доходы, связанные непосредственно с матчами; допустим, от реализации билетной программы). Последние в минувшие два-три сезона у наиболее популярных клубов и в самом деле поднялись, а находящиеся среди лидеров по посещаемости «Зенит» и «Спартак» отчитываются о заработках matchday, близких к $1 млн и даже превышающих эту планку, за тур.
Противники реформы отмечали, что данный тип поступлений в структуре доходов российских клубов в любом случае занимает незначительное место (по данным из свежего исследования UEFA, в премьер-лиге их доля составляет 7%).
Оппоненты реформы также говорили о наличии явных минусов у расширения, «размывающего» и так не слишком высокий уровень конкуренции в РПЛ за счет притока в нее заведомо слабых команд и порождающего трудности с формированием календаря. Собеседники “Ъ”, знающие особенности этого процесса, 16 января подтверждали, что даже при 16 командах он — учитывая матчи Кубка России, еврокубков, «окна» для сборной — сверхплотный, в нем остается минимум резервных дней для переносов, а летний перерыв между первенствами получается коротким. Добавление же в чемпионат четырех туров, скорее всего, автоматически сократит зимнюю паузу, заставив клубы играть или в конце декабря, или в середине февраля «в экстремальных условиях, которые вряд ли понравятся не только спортсменам, но и зрителям».
В выступлениях против расширения всегда фигурировал и «финансовый тезис». В этом десятилетии в РПЛ практически каждый сезон появляется клуб, оказывающийся в какой-то момент на грани краха (в предыдущем таким был с трудом дотянувший до финиша махачкалинский «Анжи», до него — пермский «Амкар», «Тосно», многие другие команды). В этом смысле сезон текущий является скорее приятным исключением из правила. Но и по ходу него появлялись привычные новости о накопленных клубами и грозящих серьезными последствиями задолженностях. В списке очутился даже сражающийся за награды «Ростов».
И в принципе экономическая ситуация в российском футболе в начале 2020 года не выглядит располагающей к расширению, свидетельствующей о возникновении для него веских оснований. К примеру, в том же отчете UEFA, посвященном «ландшафту европейского футбола», фиксируется чрезмерная зависимость клубов РПЛ от спонсоров (поступления от них превышают 50% от общих) и мизерность телевизионных доходов.
Генеральный секретарь Профсоюза футболистов и тренеров России Николай Грамматиков согласился в разговоре с “Ъ”, что «расширение премьер-лиги могло бы быть полезно», но уточнил, что «все зависит от качества клубов, участвующих в чемпионате».
«А в этом сезоне многие клубы сталкиваются с трудностями, стараясь обеспечить хотя бы минимальный бюджет»,— считает он. По мнению эксперта, «прежде чем расширять РПЛ, нужно определиться, за счет чего она должна существовать и конкурировать с ведущими европейскими». «Определяющими являются доходы лиги, а они последние 15 лет никак не меняются. Без кардинальных реформ в управлении даже не одной РПЛ, а еще и ФНЛ (второй по рангу дивизион.— “Ъ”) с привлечением новых высокопрофессиональных специалистов в сфере маркетинга их поднять не удастся. И очевидно, что новые клубы смогут существовать лишь либо за счет частных акционеров, покрывающих 90 процентов бюджета, либо госкорпораций или региональных бюджетов»,— рассказал господин Грамматиков.
Российский футбол вырос на трибунах
В чем отечественная премьер-лига не хуже лучших европейских чемпионатов