Бизнес устал от троллинга
Более 30 компаний требуют от ЕС принять меры по защите от патентных шантажистов
Группа из 35 компаний, в том числе Volkswagen, HP, Samsung, BMW, Apple и Microsoft, обратилась в Еврокомиссию с требованием принять меры против так называемых патентных троллей — компаний, занимающихся массовой скупкой патентов, чтобы потом зарабатывать на их продаже или судебных разбирательствах. Компании хотят от Еврокомиссии систематизации патентного права и выработки стандартов, в соответствии с которыми регуляторы, местные власти и судебные инстанции ЕС будут делать приоритет на развитии технологий и не будут идти на поводу у тех, кто препятствует их практическому внедрению.
Письмо 35 компаний направлено в адрес еврокомиссара Тьерри Бреттона, отвечающего за промышленное и технологическое развитие (письмо имеется в распоряжении “Ъ”). Первой о нем сообщила Financial Times (FT). Представители бизнеса просят ЕС систематизировать правила игры в патентном праве так, чтобы недобросовестные участники рынка не могли манипулировать им, тормозя развитие технологий.
«Эта проблема нарастала много лет. Она вредит и небольшим, и крупным компаниям, но пока еще ничего не было сделано для ее решения»,— пояснили “Ъ” в подписавшей письмо брюссельской ассоциации IP2Innovate, борющейся за упорядочивание патентной системы в ЕС. Ее исполнительный директор Патрик Оливер отметил: «Наш опыт показывает, что европейская патентная система не работает как следует. Это подрывает потенциал Европы в глобальной конкуренции на рынке технологий. Еврокомиссии нужно принять меры, которые бы помешали троллям манипулировать патентной системой». В октябре прошлого года IP2Innovate привлекла внимание альянса немецких партий ХДС/ХСС, входящего в правящую коалицию, к проблеме «патентных троллей» в Германии. Представители альянса выразили свою озабоченность проблемой и предложили варианты ее решения.
Представители бизнеса, в частности, хотят систематизировать работу патентной системы в ЕС так, чтобы суды не прибегали к автоматической блокировке той или иной разработки при подаче иска даже по одному патенту, входящему в технологию.
«Мы призываем Тьерри Бретона создать проект методического руководства, которое бы решало проблему имеющегося дисбаланса в патентной системе, в частности стимулировало применение принципа пропорциональности судебных решений в тех или иных странах при патентных делах, как это и рекомендуется европейским законодательством»,— говорится в письме.
Компании предлагают следующий список факторов, «которые бы принимали во внимание европейские суды при разбирательстве по патентным делам»:
- основывается ли защита патента в суде позицией компании по защите своего положения на рынке и защиты своих продуктов, использующих данную технологию, либо позицией извлечения только личной выгоды за счет компенсации от использования лицензии на патент;
- создает ли судебный запрет на использование того или иного патента непропорциональный перекос по отношению к использованию всей запатентованной технологии — подобно тем случаям, когда один незначительный патент может заблокировать использование всей технологии или продукта с использованием большого числа других патентов;
- масштаб воздействия судебного запрета на ответчика в сравнении с выгодой истца, владеющего патентом;
- масштаб воздействия судебного запрета на общественность и третьи стороны.
В США компании уже давно пытаются бороться с «патентными троллями». В 2014 году компании Canon, Google и разработчик программного обеспечения opensource Red Hat создали ассоциацию LOT (License on Transfer) Network, участники которой договорились об обмене технологиями в случае подачи исков от «патентных троллей». Кроме того, ассоциация оказывает юридическую помощь своим членам в судебных разбирательствах.
В настоящее время патентный пул LOT Network составляет около 1,1 млн патентов, в ассоциацию входит более 400 компаний, в том числе Tesla, Alibaba, Ford, GM, Lenovo, Walt Disney, Volkswagen, Logitech, Electronic Arts, Oracle.
В минувший вторник к ассоциации присоединилась компания IBM, добавив в общий пул около 80 тыс. своих патентов. В апреле 2015 года Google объявила о запуске экспериментальной платформы Patent Purchase Promotion, которая позволяет компаниям выставлять на продажу свои патенты, чтобы потом их могла приобрести Google. Таким способом американская корпорация хочет избежать различных конфликтов и споров, которые возникают на рынке патентов.