За саратовскую прокуратуру вступилась Генеральная
В ведомстве не одобрили лишение коллеги права менять региональное законодательство
В Генеральной прокуратуре РФ считают неправильным решение депутатов Саратовской областной думы лишить прокурора региона права законодательной инициативы на уровне субъекта. Как сообщили „Ъ“ в Генпрокуратуре, лишение регионального надзорного органа возможности вносить поправки в законодательство субъекта ведет к затягиванию процесса корректировки нормативных актов. Саратовские депутаты объясняли решение лишить прокуратуру права закинициативы малым количеством внесенных надзорным органом законопроектов и необходимостью повысить статус депутата. Эксперты считают, что прокуратуре могут вернуть право менять областное законодательство.
В Генеральной прокуратуре РФ не поддерживают исключение прокуратуры Саратовской области из числа субъектов, обладающих правом законодательной инициативы на уровне региона. Как сообщили „Ъ“ в Генеральной прокуратуре, «лишение прокуроров такого действенного полномочия, как право законодательной инициативы, ведет к затягиванию сроков корректировки региональных законов, направленной, прежде всего, на защиту прав граждан».
В ведомстве отметили, что областные прокуроры придают большое значение работе по наведению порядка в региональном и муниципальном правотворчестве и выявлению и исключению норм, противоречащих Конституции и федеральному законодательству.
«Прокуратура аккумулирует значительный объем информации о нарушениях законности, в том числе и о проблемах, связанных с несовершенством действующего законодательства. В этой связи особое значение приобретает участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов власти на всех ее уровнях»,— пояснили „Ъ“ в Генеральной прокуратуре.
Как писал „Ъ“, в декабре прошлого года Саратовская областная дума единогласно одобрила предложение депутатов Николая Семенца и Николая Кузнецова исключить ряд субъектов из списка обладающих правом законодательной инициативы. Соответствующие поправки были внесены в Устав региона. Так, согласно предложению господ Семенца и Кузнецова, права законодательной инициативы были лишены Саратовский областной и арбитражный суд, прокурор области, уполномоченные по правам человека, ребенка и предпринимателей, Общественная палата и Торговопромышленная палата области, избирательная комиссия области, федерация профсоюзов и члены Совета федерации.
Право вносить поправки в законодательство области сохранили лишь за субъектами, определенными федеральным законодательством: губернатором, депутатами регионального парламента, органами исполнительной власти и представительными органами местного самоуправления.
Господин Семенец утверждал, что проанализировал все законопроекты Саратовской областной думы с 2007 года и выяснил, что из 3021 законодательного акта более 2800 приходятся на указанные субъекты.
Собеседники „Ъ“ в заксобрании региона отмечали, что поправки были направлены против прокуратуры региона, которую 6 декабря во время визита в Саратовскую область раскритиковал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он высказал недовольство законопроектом прокурора области по защите прав дольщиков. Прокурор области Сергей Филипенко предложил расширить перечень граждан, которых можно считать пострадавшими от действий застройщиков. В действующей редакции закона «обманутыми дольщиками» могут считаться только те участники долевого строительства, которые полностью надлежащим образом исполнили обязательства по оплате по договору о приобретении жилого помещения в многоквартирном доме. Глава надзорного органа предложил закрепить право на получение частичной компенсации за гражданами, оплатившими договоры долевого строительства частично. Господин Володин назвал инициативу прокурора «сомнительной». По его словам, она спровоцировала бы появление множества людей, «которые не заплатили почти ничего, а теперь пришли бы за выплатами».
Прокурор Саратовской области был наделен правом законодательной инициативы в 2005 году. В прошлом году прокурор региона Сергей Филипенко предложил десять поправок в местное законодательство, в 2018 году — семь. Правом законодательной инициативы обладают прокуроры 82 из 85 субъектов РФ.
Инициатор поправок Николай Семенец считает, что возвращаться к наделению надзорного органа правом вносить законопроекты пока смысла нет. «Мы не флюгер, чтобы поворачиваться в другую сторону, если ветер туда подул. Изменения были одобрены единогласно всеми четырьмя фракциями. По истечении такого короткого времени никто не станет возвращаться к прежним нормам»,— отмечает господин Семенец. По его словам, у прокуратуры достаточно способов влияния на изменение законодательства от внесения протеста до обращения в суд. «Если предложение прокурора дельное, он может внести его через депутатов или губернатора»,— считает Николай Семенец. Он также отметил, что, если в федеральное законодательство будут внесены поправки и областная прокуратура станет носителем закинициативы, в региональные законы будут внесены соответствующие изменения.
Отметим, на этой неделе об усилении роли прокуратуры в послании Федеральному собранию заявил президент РФ Владимир Путин. По его словам, «не может быть какой-то своей доморощенной законности в одном и другом регионе», а прокурор — «это сквозная верховная власть, следящая за исполнением законов, вне зависимости ни от каких обстоятельств регионального характера».
Политолог Александр Сайгин говорит, что, лишая региональную прокуратуру права законодательной инициативы, депутаты не могли знать о том, что прозвучит в послании президента РФ Владимира Путина, но полагает, что в регионе «может наступить откат». «В целом, шаг изначально был неправильный. Нельзя лишать прокуратуру права законодательной инициативы, прокурорам иногда известно несколько больше, чем депутатам, в силу того, что они лучше знают право и правовую систему Российской Федерации. Шаг был неправильный, и думаю, что теперь сверху Саратовскую областную думу поправят»,— подчеркнул эксперт.