И целого петабайта мало
На распознавание лиц москвичей мэрия готова потратить еще почти 2 млрд руб.
Москва продолжает закупать мощнейшие компьютеры, позволяющие анализировать картинку со 175 тыс. городских видеокамер. Структуры столичной мэрии объявили тендер на поставку оборудования «обработки видеоданных» на транспорте за 1,9 млрд руб., заказав более 450 серверов и систему хранения данных емкостью почти 1,5 петабайта. Ранее власти уже закупали технику для «системы видеоаналитики» на 1,2 млрд руб. Эксперты считают, что к системе подключат камеры в общественном транспорте, метро и на светофорах, а власти смогут распознавать не только лица пассажиров и водителей, но и их «подозрительное поведение», а также прогнозировать автомобильные потоки.
Конкурс на поставку оборудования для «системы обработки видеоданных… в части транспортного сегмента» объявило АО «Электронная Москва» (принадлежит столичным властям). В техзадании фигурируют 454 мощных сервера, большая часть в формате «блейд-шасси» (занимающие вдвое меньше обычного места блоки, устанавливаемые в монтажных шкафах). По условиям тендера такая «стопка» из 10–12 серверов (с двумя 18-ядерными процессорами в каждом) должна быть не толще полуметра. Особое место в закупке занимают 50 компьютеров с восемью графическими ускорителями Nvidia Tesla T4 в каждом (обеспечивают производительность до 8 терафлопс, равную мощности 30–40 топовых «бытовых» процессоров).
В заявке упоминается хранилище данных из 192 дисков общей емкостью почти 1,5 петабайта (1,5 тыс. терабайт). Цена контракта составляет 1,91 млрд руб. Заявки на участие принимаются до 17 января.
Это уже второй масштабный конкурс на поставку такой техники для нужд мэрии: в ноябре 2019 года власти заказали 258 серверов (с более чем 1,6 тыс. таких же ускорителей) и систему хранения данных емкостью около 9 петабайт для городской «системы видеоаналитики» за 1,2 млрд руб. (см. “Ъ” от 8 ноября 2019 года). В компании «МаксимаТелеком», которая победила в конкурсе, от комментариев “Ъ” отказались.
В 2019 году столичный мэр Сергей Собянин рассказывал, что власти объявят конкурс на создание системы распознавания лиц в Москве, а в руководстве МВД РФ позднее обещали, что к ней подключат все 175 тыс. городских видеокамер (в подъездах, во дворах и на улицах). В апреле 2019 года в столичном департаменте информационных технологий (ДИТ) сообщали, что 89% камер в Москве обновлены и способны передавать HD-картинку.
В ДИТ ограничились комментарием для “Ъ”, что закупаемая техника нужна «для обеспечения работы транспортного сегмента видеонаблюдения», в том числе в метро и на наземном транспорте, и поспособствует «еще более эффективному решению задач, связанных с работой транспорта». Знакомый с деталями проекта собеседник “Ъ” ранее рассказывал, что правительство Москвы создает единое видеопространство, к которому подключат все городские камеры, домофоны в подъездах и светофоры. При этом система с распознаванием лиц будет работать в режиме реального времени и интегрируется с базами данных МВД, в первую очередь к ней подключат общественный транспорт и видеокамеры метрополитена и вокзалов.
Старший менеджер группы консультирования в области IT KPMG в России и СНГ Роман Миляев говорит, что система видеонаблюдения в общественных пространствах в Москве является источником «огромного объема видеоданных — десятки гигабайт трафика в секунду». Руководитель группы машинного обучения ИТ-компании «Инфосистемы Джет» Ярослав Шмулев считает, что закупка такого количества серверов с современными видеокартами NVidia Tesla T4 позволит решать задачи как раз по анализу «больших объемов видеотрафика». Он приводит в пример «верификацию человека по изображению с камер», а также «распознавание и трекинг различных объектов». Технический директор компании «Системы компьютерного зрения» Михаил Смирнов говорит, что серверы «с большим количеством памяти и поддержкой современных графических процессоров позволят проводить одновременное распознавание в несколько потоков». «Это важно для задач оперативного извещения о подозрительных лицах»,— поясняет он, добавляя, что техника мэрии может быть также загружена обработкой видеоданных по ДТП, распознаванию номеров автомобилей и состояния дорожного полотна. Собеседник “Ъ”, знакомый с деталями проекта, ранее пояснял, что анализ картинки с камер со светофоров «позволит понимать, что водители делают за рулем, пристегнуты ли они, разговаривают ли по телефону».
ИТ-директор компании 3data Валентин Соколов обращает внимание на включение в поставку твердотельных (SSD) накопителей объемом 8 терабайт, указывая, что всего система хранения данных должна поддерживать обработку до 8 петабайт данных. «Это очень большой объем для SSD-накопителей. Это одни из самых быстрых типов дисков на рынке, они закладывались явно не только под хранение Big Data, а прежде всего под анализ массива данных»,— рассуждает он. По мнению господина Соколова, речь прежде всего идет об аналитике и прогнозировании автомобильных потоков, отслеживании ситуации на улицах города и оповещении «соответствующих служб в автоматическом режиме». Эксперт также указывает, что инфраструктура системы мэрии может позволить «вытаскивать из огромной базы данных требуемый файл — номер машины или лицо человека — за несколько секунд». Михаил Смирнов не исключает, что серверы позволят властям выявлять через камеры и «подозрительное поведение» граждан.