Транспортники где сели, там и слезли
Парижское метро берется за работу
Масштабная забастовка французских транспортников, направленная против пенсионной реформы, идет на спад. Работники парижского метро после 45 дней протестов проголосовали за ее «приостановку». В профсоюзном движении раскол, генеральная забастовка, к которой призывает Всеобщая конфедерация труда (CGT), остается лишь лозунгом. Чтобы, отступая, не потерять лицо, протестующие прибегают к тактике «желтых жилетов» — импровизированным адресным акциям вроде попытки ворваться в театр, когда там находился президент Эмманюэль Макрон. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
«Мы здесь, мы здесь, даже если Макрон этого не хочет»,— распевали пикетчики перед входом на модный показ Hermes. В Париже — Неделя моды. Приехавшие со всего мира гости протискиваются сквозь пикет, некоторые уносят на спинах модных манто красную наклейку CGT. «И здесь вы! Опять вы! Метро бы пустили»,— бросает один из приезжих. Французы проходят без возражений: забастовка это святое.
Подобные пикеты были устроены 17 января перед входом в Лувр, который пришлось на день закрыть, что привело в отчаяние посетителей выставки Леонардо, записывавшихся на нее за много месяцев. Вечером того же дня, когда президент Макрон с женой отправились в театр «Буфф дю Нор» на пьесу «Муха» по рассказу Жоржа Ланжелана, известную по давнему фильму Дэвида Кроненберга, оказавшийся в зале блогер Таа Буафс призвал забастовщиков явиться в театр и потолковать с президентом. Около сотни активистов откликнулись на его призыв, собравшись перед «Буфф дю Нор», а два десятка человек попытались ворваться в зал в разгар спектакля.
Некоторые российские СМИ с удовольствием писали о том, что президент бежал из театра чуть ли ни в женском платье, на самом деле его телохранители, согласно правилам, окружили президентскую чету, пока проникшие в фойе нападавшие не были выведены. Это продолжалось несколько минут, и на видео, снятых присутствующими, видно, как полиция быстро и даже без особой грубости выталкивает безбилетников на тротуар. Еще более удивительной оказалась акция, когда члены профсоюза CGT силой ворвались в штаб-квартиру другого профсоюза, CFDT (Французская демократическая конфедерация труда), чтобы выразить недовольство «соглашательской» позицией союзников.
Однако отступление неизбежно: полтора месяца забастовщики сидят без зарплаты, не видя признаков того, что правительство пойдет на попятную. Недовольство в стране сохраняется, но становится очевидным и то, что забастовки всем принесли только убытки.
Глава государственной железнодорожной компании SNCF Жан-Пьер Фаранду оценил потери в €1 млрд.
Он предупредил, что неизбежно изменение планов в сторону дальнейшей экономии средств, и люди, и без того пострадавшие во время забастовки, спрашивают себя, за чей счет будут теперь покрываться эти убытки.
Работники парижского транспорта объявили, что с понедельника практически возвращаются к обычному режиму. На самом деле постепенное улучшение движения шло в течение всей недели, хотя некоторые линии и станции оставались закрытыми, а количество поездов сокращено. Теперь профсоюзам остается лишь демонстрировать силу, обещая скорое возвращение к борьбе, но обнаруживают они, скорее, слабость, скатываясь, как перед этим «желтые жилеты», к радикализму.