Пулково приблизилось к двадцатке
Аэропорт увеличил пассажиропоток в 2019 году на 8,1%
ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС, оператор аэропорта) объявило, что в 2019 году Пулково обслужил почти 19,6 млн человек. Представители аэропорта и ранее отмечали, что темпы роста Пулково будут замедляться и составят 7–8% в сравнении с темпами 2017–2018 годов (22% и 12,4% соответственно), обеспеченными низкой базой предыдущих лет. Вместе с этим аналитики уверены в перспективном пассажиропотоке Пулково в связи с вводом седьмой свободы воздуха — режима, либерализующего авиасообщение в регионе. Сам оператор нацелился на 35 млн пассажиров к 2025 году.
Более 60% общего пассажиропотока Пулково обеспечили перевозки на внутренних воздушных линиях (12,1 млн человек, рост на 9,8% к 2018 году), остальное — международные воздушные перевозки (7,5 млн человек, рост 5,3%). Самые популярные внутренние направления не изменились: ими остались Москва, Симферополь, Сочи, Калининград и Екатеринбург. На международных рейсах лидируют Анталья, Минск, Франкфурт, Мюнхен (он сменил Ларнаку, которая входила в топ-5 направлений в 2018 году) и Париж.
Почти 61% общего пассажиропотока Пулково обслуживают «Россия», «Победа», «Аэрофлот», S7 Airlines и «Уральские авиалинии». При этом на долю только «России» приходится около 30% объема перевозок, сообщали в ВВСС ранее.
В прошедшем году власти Петербурга и управляющая компания Пулково добились от правительства страны предоставления аэропорту права на седьмую степень свободы воздуха с 1 января 2020 года, а также ввода режима электронных виз для Петербурга и Ленобласти, который позволяет иностранцам находится в России в течение восьми суток (см. “Ъ” от 25.12.2019). Две эти меры, рассчитывают специалисты, приведут к динамичному росту пассажиропотока в аэропорту и турпотока в регион. Для российских граждан также откроется возможность летать по ценам лоукостеров в некоторые города Европы.
Полетами по седьмой свободе воздуха уже заинтересовались шесть лоукостеров из Европы. Авиасообщение с Петербургом либерализуют на пять лет. Предварительно заинтересованность в открытии маршрутов выразили Wizz Air, Ryanair, EasyJet, Volotea, AirBaltic и Fly One. При этом венгерский лоукостер Wizz Air может к 2025 году обеспечить 5 млн пассажиропотока Пулково — это одна седьмая перспективной пропускной способности воздушной гавани Петербурга (см. “Ъ” от 23.10.2019). Собеседник “Ъ” отмечает, что первые изменения в сетке могут появиться уже в летнем расписании 2020 года (обычно действует с марта по октябрь).
Либерализация авиасообщения может ускорить окупаемость инвестиций во введенный в конце 2013 года новый терминал Пулково, построенный в рамках государственно-частного партнерства за €1,2 млрд. Собеседники “Ъ” в авиаотрасли напоминают, что ВВСС готовится ко второй очереди инвестиций в аэропортовую инфраструктуру, которые глава банка ВТБ Андрей Костин оценивал в €400 млн. Благодаря статусу открытого неба и сопутствующих ему мер Пулково рассчитывает увеличить пассажиропоток на 75%, до 35 млн человек, к 2025 году.
Доли в ВВСС через кипрскую Thalita Trading Limited принадлежат «ВТБ Капитал» (25,01%), немецкой Fraport AG (25%), катарской Qatar Investment Authority (24,99%) и РФПИ с пулом иностранных инвесторов (25%).
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что несколько лет назад представители Пулково оценивали потенциал от введения упрощенных визовых формальностей минимум в 1 млн пассажиров в год. «Сейчас очевидно, что и эта мера, и другие факторы, такие как введение седьмой свободы воздуха, позволяют надеяться на еще более внушительный прирост пассажиропотока»,— говорит эксперт.