«Траст» нанимает экспертов по хищениям
Банку плохих долгов потребовались сторонние специалисты
«Траст», который ЦБ превратил в банк плохих долгов, намерен привлечь специалистов для расследования хищений. До сих пор банк пытался сам справляться с этой задачей, однако сейчас готов потратить на услуги около 200 млн руб. По мнению экспертов, цена соответствует объему задач, но справиться с ними сумеют немногие. Сторонняя организация, отмечают юристы, могла потребоваться «Трасту» для восстановления сроков исковой давности по ряду эпизодов, которые истекают в ближайшее время.
Банк «Траст» объявил конкурс на поиск экспертов для выявления операций, нанесших ему ущерб, и лиц, которые стояли за этими сделками, чтобы предъявить виновным претензии в судах РФ и за пределами страны. Информацию о закупке банк разместил в конце прошлой недели. Заявки принимаются до 22 января, сумма контракта составляет 195,5 млн руб. Сделки необходимо будет выявить за период 2013–2017 годов.
Выявлять сделки предполагается в несколько этапов. На первом — инвентаризация данных; анализ структуры группы компаний, их операций и трансакций, выявление самих сделок; анализ бенефициаров на предмет определения полного периметра подконтрольных им компаний. Кроме того, будет нужен анализ результатов временной администрации ЦБ, сотрудников банка и АСВ; анализ операций с ценными бумагами группы компаний и участников рынка; анализ данных SWIFT для выявления конечных получателей средств. Также потребуется проанализировать информацию об определении рыночной стоимости активов, приобретенных или утраченных в результате спорных сделок.
195,5 миллиона рублей
готов потратить банк «Траст» на расследование хищений за период 2013–2017 годов
На втором этапе победитель конкурса должен провести детальное исследование приоритетных кейсов и существенных эпизодов вывода средств, сбор, фиксацию, систематизацию и анализ доказательной базы, в том числе детальный анализ и описание цепочек операций с признаками вывода средств и т. д.
Требования к победителю достаточно широкие: срок существования компании не менее четырех лет; не менее 15 специалистов «форензик» (расследование хищений, выявление убытков, их причин, установление круга виновных лиц, финансовая экспертиза, поиск и возврат активов); не менее пяти специалистов с опытом финансовых расследований в системно значимых банках, наличие офисов и/или представительств и/или партнерств за рубежом (Англия) и т. д. Объем работ предполагает предварительное обследование всех доступных рабочих станций, серверов и систем хранения данных и снятие криминалистических образов с ИТ-оборудования объемом не более 100 Тб данных.
Банк непрофильных активов был создан ЦБ на базе банка «Траст» в мае 2018 года. Ему переданы активы «Открытия», Бинбанка, Рост-банка и АвтоВАЗбанка, а также часть активов Промсвязьбанка. Сейчас Банк России владеет 97,7% банка «Траст», банк «ФК Открытие» — 1,3%. Еще около 1% акций «Траста» в феврале 2019 года получила структура РФПИ. До августа 2017 года «Траст» санировался группой банка «Открытие».
Партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт говорит, что привлечение сторонней независимой компании для проведения столь масштабного расследования можно назвать достаточно редким случаем, как правило, такого рода расследования стараются проводить собственными силами при участии надзорных ведомств. Банк «Траст» уже не первый год разбирается в деяниях прежнего руководящего состава, и поиск единого подрядчика подчеркивает, что, скорее всего, расследование собственными силами уже не может приносить положительных результатов, считает эксперт.
В «Трасте» не комментируют, почему услуги специалистов потребовались банку проблемных активов сейчас. По мнению управляющего партнера «Ренессанс-Lex» Георгия Хурошвили, срок исковой давности по ряду эпизодов истек либо истекает в этом году. Именно из отчета экспертов, поясняет юрист, «Траст» якобы узнает о нарушении своих прав и может восстановить пропущенный срок исковой давности.
Партнер КА Pen & Paper Станислав Данилов называет тендер «весьма серьезным», отмечая, что он под силу «единичным компаниям на рынке». Управляющий партнер Borenius Андрей Гусев добавляет, что цена контракта существенная и может заинтересовать даже крупнейших игроков. По мнению заведующего бюро адвокатов «Де-юре» Никиты Филиппова, единственное, что вызывает вопросы,— это сроки проведения конкурса, поскольку подготовить пакет документов, доказывающих наличие компетенций, за три рабочих дня смогут только компании, специализирующиеся на участии в тендерах и такой работе.