Госдума изучит комиссии банков
Бизнес избавят от антиотмывочных тарифов
“Ъ” ознакомился с законопроектом, который запретит банкам взимать заградительные комиссии под предлогом борьбы с отмыванием. Он будет внесен в Госдуму в ближайшие дни. Такие комиссии есть почти во всех крупных банках, например за изъятие клиентом средств с заблокированного по антиотмывочному законодательству счета. Кроме того, документ запретит повышенные тарифы за переводы юрлиц в пользу физлиц в зависимости от суммы. Проект принципиально поддерживают в Росфинмониторинге и Федеральной антимонопольной службе (ФАС), но лишь отчасти — в ЦБ.
Депутат Владислав Резник подготовил и на днях внесет в Госдуму законопроект, направленный на борьбу с «дискриминационными практиками тарификации», которые применяют финансовые организации под предлогом борьбы с отмыванием доходов. Согласно тексту законопроекта, который имеется в распоряжении “Ъ”, изменения планируется внести в антиотмывочный закон (115-ФЗ). В нем будет описано, что к антиотмывочным мерам «не относится установление дополнительных (повышенных размеров) комиссий, сборов и иных вознаграждений».
Эта мера направлена против практики взимания банками заградительных комиссий, например, за перевод средств с заблокированных в рамках антиотмывочного законодательства счетов.
Кроме того, законопроект вносит изменения в закон «О банках и банковской деятельности», согласно которым при переводе денежных средств от юрлиц или индивидуальных предпринимателей в пользу физлиц размер комиссии «не может быть обусловлен различным назначением осуществляемых переводов либо различными суммами переводов». Сейчас стандартные тарифы за переводы в пользу физлиц варьируются в пределах от нескольких рублей до нескольких десятков рублей. Если же суммы переводов накопленным итогом превышают некие пороговые значения, то кредитные организации применяют повышенные тарифы. Например, 1,5% при сумме свыше 150 тыс. руб. или 10–12% для сумм свыше 5 млн руб. в месяц.
Практика установления повышенных комиссий под видом борьбы с отмыванием доходов не предусмотрена законодательством, говорится в пояснительной записке. А «явно дискриминационные тарифы» банки вводят, применяя рекомендации ЦБ по борьбе с отмывочными схемами. Эти рекомендации не носят нормативного характера, и банки не обязаны их исполнять. Введение не имеющих экономического обоснования повышенных или запретительных комиссий для всех клиентов, включая добросовестных, противоречит принципам риск-ориентированных подходов в борьбе с отмыванием, а также «фактически превратилось в самостоятельную бизнес-функцию банков, в способ увеличения комиссионных доходов», считают авторы проекта.
Андрей Кашеваров, заместитель главы ФАС, 12 декабря 2019 года
Мы опрашивали и МВД, и казначейство, и ЦБ — все, кроме ЦБ, подтверждают, что высокий тариф на снятие наличных не является исполнением 115-ФЗ. Получается так: поделись 10%, и у тебя деньги стали чистые
Идею запрета подобной практики поддерживают в ФАС. Глава ФАС Игорь Артемьев 12 декабря на совместном заседании ФАС и Ассоциации антимонопольных экспертов назвал такие способы увеличения доходов банков под предлогом борьбы с отмыванием «полным безобразием» и «хамством», а также призвал к «радикальным» мерам борьбы с такими практиками. Тогда же заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров назвал самой эффективной мерой противодействия таким практикам законодательные изменения. Получить комментарий ФАС “Ъ” оперативно не удалось.
Пресс-служба Росфинмониторинга заявила “Ъ”, что ведомству необходимо ознакомиться с деталями законопроекта, но саму идею там поддерживают. В ЦБ, судя по всему, выступают не за отмену применения банками экономических мер борьбы с отмыванием, а за их смягчение. В частности, регулятор заявил “Ъ”, что исходит из недопустимости взимания банками повышенных комиссий «по операциям с низким риском легализации (отмывания) доходов». К таким операциям он относит перечисления зарплаты, дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий, страховых возмещений, выплат на основании решений судебных органов и другие.
Бизнес-сообщества положительно относятся к законопроекту, следует из их ответов комитету Совфеда по конституциональному законодательству и государственному строительству (имеются в распоряжении “Ъ”). В частности, в «Опоре России» заявили, что до 2016 года комиссии за переводы в пользу физлиц достигали 0,1–0,5%. Позже банки «практически одновременно подняли тариф… и сделали его прогрессивным», а судебная практика складывается не в пользу предпринимателей. В Ассоциации компаний интернет-торговли считают, что такие тарифы оказывают «негативное влияние» на ее членов. Лишь в Российском союзе промышленников и предпринимателей считают, что повышенные комиссии являются способом борьбы с отмыванием, а не «необоснованным обогащением».
Впрочем, реализация законопроекта может быть омрачена тем, что банки станут чаще отказывать в обслуживании рисковым клиентам, не желая нести дополнительные расходы на мероприятия по комплаенсу, не исключает управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов.