То ли править, то ли защищать
Российская оппозиция не нашлась что ответить президенту на предложение изменить Конституцию
В воскресенье, 19 января, партия «Яблоко» заявила о создании совета по разработке альтернативных поправок к Конституции РФ, а также о намерении добиваться их рассмотрения на референдуме. Консолидированного мнения у внесистемной оппозиции по поводу предложенной президентом реформы Конституции нет. Алексей Навальный назвал Конституцию «омерзительной» и призвал ее не защищать, а Михаил Ходорковский предложил созвать конституционное собрание. В то же время ряд московских муниципальных депутатов выступили против поправок к Конституции.
В воскресенье председатель федерального политического комитета партии «Яблоко» Григорий Явлинский заявил о разработке альтернативного комплекса поправок к Конституции РФ и выносе его на рассмотрение общественности в ближайшее время. «Мы заявляем о том, что немедленно приступаем к подготовке альтернативного комплекса поправок к Конституции РФ и в ближайшее время внесем их на рассмотрение общества. Нам важно, чтобы кроме непримиримых врагов идей и ценностей первых глав Конституции (а также фигуристов и артистов) прозвучали бы и другие голоса»,— говорится в заявлении, опубликованном на сайте политика. Для этого «Яблоко» создаст рабочую группу из представителей партии, независимых юристов, правоведов, политологов, экспертов и политиков.
В пятницу Алексей Навальный заявил, что не стоит защищать действующую Конституцию, которая ему «омерзительна», поскольку в ней «заложен механизм узурпации власти». Это заявление стало фактически ответом на заявления столичных муниципальных депутатов Юлии Галяминой, Елены Филиной и Андрея Морева, которые призвали противников конституционных поправок присоединиться к воскресному шествию в память об адвокате Станиславе Маркелове и журналистке Анастасии Бабуровой. Члены Ассоциации независимых депутатов вышли на шествие с лозунгом «Изменение Конституции — дискриминация всей страны».
Бывший олигарх Михаил Ходорковский считает «близорукой и опасной» позицию, согласно которой за Конституцию не надо бороться, «потому что она не очень-то исполняется». Господин Ходорковский призвал собрать конституционное собрание для анализа предлагаемых президентом изменений: «Единственным выходом из ситуации я вижу Конституционное собрание, которое способно, при определенных условиях, реально проанализировать предлагаемые изменения, разъяснить их обществу и не дать власти возможность разрушить основные конституционные принципы». Отметим, по Конституции такое собрание может быть созвано для правки принципиальных разделов Основного закона — первой главы об основах конституционного строя, второй — о правах и свободах человека и гражданина и девятой — о внесении поправок. Конституционное собрание либо подтверждает действующую Конституцию, либо предлагает проект новой. При этом закона о конституционном собрании в России нет. «Что же касается перераспределения президентской власти в пользу парламента и прочих их пересаживаний, так это как раз — на здоровье!» — написал Михаил Ходорковский.
Политолог Аббас Галлямов считает, что в данной ситуации Григорий Явлинский выбрал правильную стратегию: он не требует оставить Конституцию в покое, а хочет предложить общественности свою версию реформ, отличную от кремлевской. «Остальной оппозиции лучше присоединиться к этому действию. Это не должна быть схватка реформаторски настроенной власти с консервативно настроенной оппозицией. Это должно быть противостояние двух разных вариантов реформы»,— сказал господин Галлямов. По его словам, в последние годы противники режима прочно владели инициативой, а власть ушла в глухую оборону, но теперь «режим разворачивает решительное наступление, а оппозиция растерялась и совершила ошибку»: «В стране с таким запросом на перемены нельзя выступать против реформ, большинство их действительно хочет». Эффективно реагировать на планы Кремля оппозиции, по мнению Аббаса Галлямова, мешает излишняя эмоциональность.
Политолог Алексей Макаркин уверен, что отсутствие внятного резонанса на предложения Владимира Путина изменить Конституцию связано со скептическим отношением большинства оппозиционеров к Основному закону страны: «Раз так, то для них сама история с поправками в Конституцию не является столь значимой». «Такое ощущение, что оппозиция сама не может разобраться в том, что она должна делать — отстаивать Конституцию, не отстаивать, апеллировать к ней или предлагать свой вариант»,— отмечает эксперт.
По мнению политолога Александра Кынева, отсутствие внятной публичной реакции на предложенные поправки к Конституции заставляет задуматься, есть ли в стране в целом реальная политическая оппозиция. «Есть дискуссия вокруг поста Навального, потому что он является значительной публичной фигурой, способной формировать собственный дискурс. А то, что оппозиция не реагирует на это практически никак,— это и есть диагноз ее роли и состояния. Она просто ждет чужих ошибок»,— отметил господин Кынев.