Гаганавты и гуманоид
«Огоньку» стали известны детали индийской космической программы
В конце января в российском Звездном городке должна начать предполетную подготовку четверка индийских кандидатов на полет в космос в рамках национальной космической программы. «Огонек» присмотрелся к особенностям индийского пути к звездам.
«Самая большая демократия мира» полна решимости стать четвертым государством планеты (после нашей страны, США и Китая), которое своими силами отправит человека в космос. Об этой высокой цели премьер-министр Индии заявил еще 15 августа 2018-го. Точные сроки, правда, пока не названы. Но суть Нарендра Моди сформулировал: «Сын или дочь Индии отправится в космос с национальным индийским флагом в руках к 2022 году, или даже раньше».
Почему в 2022-м? Это как раз прочитали сходу: в тот год страна будет отмечать 75-летие независимости. А вот прочая конкретика поступала дозированно.
Сначала замелькало название первой национальной космической миссии: «Гаганьян» — «Небесный корабль» (от «гагана» — «небеса» на санскрите).
Затем стало известно, что миссия запланировала грандиозная: сразу несколько человек, сразу на пять-семь дней, да еще изначально в составе экипажа планировалась и женщина. Все это, напомню, этапы, к которым прочие космические державы шли шаг за шагом.
Ну а дальше — туман. К сдаче в печать этого номера «Огонька» имена кандидатов на полет еще не объявлены. Мало того: даже как их называть, не вполне понятно. У прессы и официальных лиц полный разнобой в терминах — от вйоманавтов («вйом» — «космос») и гаганавтов (см. выше) до акашагами («тот, кто ездит по небу») и даже антарикша ятри (от «антарикша» — «небо над Землей», «ятри» — паломник, путешественник).
Кто, куда, зачем?
Чтобы приоткрыть завесу тайны над индийской космической программой, «Огонек» обратился к научному сотруднику аналитического центра Observer Research Foundation Ракешу Суду, в прошлом дипломату, который специализируется на ядерной и космической тематике.
Он подчеркнул сходу: беспокоиться не стоит, процесс не просто пошел, он идет.
— Подготовка этих людей уже давно началась: в России пройдет лишь ее финальная стадия,— сообщил господин Суд.— Все отобранные — мужчины, все имеют отношение к индийским ВВС. Женщин среди этой четверки нет. Изначально была отобрана группа из 25 кандидатов, потом их число сократилось до 10. И потом, уже при участии российских специалистов, их число было сокращено до четырех.
Ракеш Суд также отметил, что в космос планируется отправить и вовсе троих (кто-то из отобранной четверки будет дублером). Но сам точный состав экспедиции станет известен уже ближе к дате старта.
— Что касается названия тех, кто полетит, то термины в Индии действительно используют разные. Но этот экипаж принято называть гаганавтами. Прежде всего потому, что их корабль называется «Гаганьян».
По самому проекту собеседник «Огонька» уточняет: «Гаганьян» будет выведен на низкую околоземную орбиту, пребывание в космосе запланировано на семь дней. Но точный период, конечно, зависит от целого ряда причин.
— Первый экипаж будет проводить две группы экспериментов: исследовать влияние космоса на физиологию человека и изучать радиационное воздействие на корабль. Ну и, конечно, предстоит опробовать бортовое оборудование, системы жизнеобеспечения, связи и так далее. В любом случае это будет первый, а потому — самый важный полет,— уверен Суд.
Пока же более чем миллиардная Индия имеет лишь одного профессионального космонавта — Ракеша Шарму, который летал на орбиту на борту советского космического корабля «Союз Т-11» в далеком 1984-м. При этом индийцы считают своей и женщину-астронавта Калпану Чавлу, которая родилась в Индии, но затем переехала в США, где, получив гражданство, стала сотрудницей NASA. Ее первый космический полет состоялся на шаттле в 1997 году. К сожалению, в ходе второго полета в 2003-м Чавла и весь экипаж шаттла «Колумбия» погибли — при посадке случилась авария.
Вйоммитра и ее команда
И все же дама из Индии в космос и на сей раз полететь может. Неделю назад Индийская организация космических исследований (ISRO) представила в штаб-квартире в Бангалоре миловидную брюнетку — роботессу по имени Вйоммитра (если помните, от «вйом» — космос). Барышня поразила журналистов тем, что может отвечать на вопросы и вести беседу на двух языках — хинди и английском, подражая мимике человека. Эксперты ISRO уверяют, что и это не все: она может узнавать людей, а также выполнять некоторые действия, которые потребуются человеку в космосе. К слову, представилась она на английском так: «Привет, я Вйоммитра, первый прототип робота, который наполовину гуманоид».
Окончательной ясности, допустят ли ее к полетам, пока еще нет, но шансы, что механическая женщина (возможно, еще более совершенной модели) окажется в космосе раньше индийских мужчин, велики. По планам ISRO, перед отправкой «Гаганьяна» с экипажем на борту планируется запустить на орбиту с перерывом два корабля в беспилотном режиме — с роботами. А первый старт беспилотника с, если угодно, гуманоидным экипажем, должен состояться уже в декабре этого года.
Откуда идея? На то, что тропинку индийским астронавтам в небо протопчут роботы, глава ISRO Кайласавадиву Сиван намекал еще год назад. А вот на истоки идеи указывают еще более ранние заявления главы ISRO: так, в 2018-м он удивил всех, заявив, что Индия не будет отправлять на орбиту животных — собак, черепах, обезьян, как это делали другие космические державы. Сиван отметил, что в космос не будут отправлять для испытаний даже микроорганизмы с растениями.
Дело в том, что такая практика — протестировать космические полеты на братьях меньших — в корне противоречит идеологии индуизма, которая осуждает причинение вреда животным. К тому же, уверены в Индии, это уже и не нужно — все, что нужно, сделают Вйоммитра и ее команда. А потому первым живым существом из Индии на орбиту поднимется человек.
Как рассказал российским журналистам посол РФ в Индии Николай Кудашев, Россия оказывает Индии помощь и в подготовке систем жизнеобеспечения корабля. Что касается робота-гуманоида, то его Индия разрабатывает сама, но с учетом российских наработок.
«Поэтому можно сказать, что это будет в определенной степени родственник российского космического робота Федора».
Сотрудничает Индия, впрочем, не только с РФ. На днях объявлено, что индийские медики, которым предстоит работать с будущими гаганавтами, пройдут подготовку в области космической медицины во французском Национальном центре космических исследований (CNES). А вообще руководитель CNES Жан-Ив Ле Галь еще в 2018-м сообщил, что его страна готова поделиться с Индией знаниями в области космической медицины, медицинского контроля за астронавтами на орбите и прочими ноу-хау.
Планы на будущее
Однако уже в обозримом будущем Индия намерена готовить космические экипажи сама. В нынешнем январе сообщено, что вскоре в стране будет создан современный центр подготовки астронавтов по полному циклу. Руководитель космического ведомства Сиван сообщил: чтобы построить его в городе Чаллакере на юге страны, понадобится три года.
Это будет, как выяснили индийские СМИ, структура, отвечающая самым современным требованиям. На ее создание уже выделено 380 млн долларов. «Мы хотим создать самодостаточную структуру, чтобы в будущем любые виды тренировок и подготовки, которые мы сейчас проводим в России для экипажа корабля "Гаганьян", осуществлялись бы там»,— рассказал глава ISRO. Это значит, что Индия на миссии «Гаганьян» останавливаться не намерена.
— Сколько времени пройдет от «Гаганьяна» до нового старта в космос? Дайте для начала состояться этому полету. Но новые шаги в космос будут обязательно,— уверен господин Ракеш Суд.
В самом деле, в Индии уже обдумывают возможную отправку своих астронавтов на МКС. Запланировано и создание своей орбитальной станции. Журналисты уже хотят на Марс и на Луну и забрасывают ISRO вопросами. Там— отбиваются, но не так чтобы очень. «Полет астронавтов ISRO на Луну? Определенно — когда-нибудь, но не прямо сейчас»,— сказал журналистам Кайласавадиву Сиван на недавней пресс-конференции.
Вопрос про Луну, к слову, из самых горячих. Еще в прошлом году бывший глава индийско-российской компании BrahMos Aerospace (она названа в честь рек Брахмапутры и Москвы, выпускает сверхзвуковые крылатые ракеты «Брамос») Сиватхану Пиллаи заявил журналистам, что через 10 лет Индия может создать на поверхности Луны постоянную обитаемую базу. В числе прочего ее обитатели смогут заниматься добычей Гелия-3, который называют «энергоносителем будущего». Пиллаи напомнил: интерес к базе на Луне демонстрируют США, Россия и Китай. «И Индия, конечно, тоже»,— сказал он. ISRO тогда не прокомментировало. Но и опровержения не последовало.
Впрочем, пока индийская пресса тонет не в «космической лихорадке», а в «космической текучке». После Нового года, например, было объявлено, что для экипажа «Гаганьяна» специалисты уже разработали «космическое меню». Блюда, мол, отобраны с учетом самых строгих требований космической медицины, но при этом оcтаются вполне индийскими.
Точки над «i» расставила лаборатория питания из города Майсора (она принадлежит индийской Организации оборонных исследований), представившая свой вариант космической трапезы: рисовые лепешки идли (их готовят на пару и часто едят на завтрак с острым овощным супом самбар), затем — рулеты с яйцом и овощами, овощной пулао (плов в индийском стиле) с зеленью и приправами, и популярная во всей Южной Азии халва из крупы маш.
Всего же, считают специалисты, трем мужчинам, которые будут летать на орбите неделю, в меню хватит 30 блюд. Не обойдется, конечно, и без обязательных вариаций на тему карри. Пока все названные блюда — вегетарианские (значительная часть населения Индии — вегетарианцы). Но не исключено, что и знаменитая индийская тандури чикен (курица, запеченная в тандыре) в космической упаковке тоже появится. Нельзя же осваивать космос на голодный желудок.