ВСМ из Москвы хотят дотянуть до Хельсинки
Сколько потребуется на строительство высокоскоростной магистрали
Власти Финляндии заинтересовались проектом высокоскоростной железной дороги из России, пишет РБК. Он обсуждается в рамках строительства новой магистрали Москва—Санкт-Петербург. Эту трассу предложили построить еще девять лет назад, но только в прошлом году проект одобрил президент России Владимир Путин. Теперь речь идет о том, чтобы после строительства участка Москва—Санкт-Петербург продлить дорогу до Хельсинки. Но пока никаких сроков реализации нет: проект российского участка еще не представлен, это произойдет в 2020 году.
Сколько потребуется на строительство магистрали в Хельсинки? Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин полагает, что по меньшей мере десять лет: «Это очень интересный проект для Российской Федерации, на Финляндию приходится большой объем туристических поездок. Понятно, что строительство будет длинным, поскольку мы пока не видим конкретных планов по магистрали Москва—Санкт-Петербург. Соответственно, по срокам это будет продолжаться еще дольше, ведь необходимо в том числе согласование с финской стороной. Но в целом проект будет интересным. Другое дело, что раньше 2028-2030 годов ВСМ в полной конфигурации от Финляндии до Москвы не заработает».
На строительство магистрали Москва—Санкт-Петербург закладывали около 1,5 трлн руб. Но по данным “Ъ” она едва ли сможет окупиться за счет пассажиров. Дело в том, что РЖД планировала привязать цену на билет к действующим тарифом на проезд на «Сапсанах». Таким образом, при стоимости в среднем в 3,5 тыс. руб. за поездку проект высокоскоростной магистрали не окупится даже через 50 лет. Эти расчеты могут смутить финские власти, тем более что количество пассажиров с продлением дороги до Хельсинки вырастет не очень серьезно, полагает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин: «Есть много проектов-аналогов — высокоскоростные магистрали Брюссель—Лондон, Париж—Лондон, Париж—департамент Приморских Альп с ветками на Монпелье и Перпиньян. Но там спрос значительно больше.
Финляндия — маленькая страна, туристический поток абсолютно не сопоставим с потоком магистрали Брюссель—Лондон, поэтому я сильно сомневаюсь, что это будет рентабельно.
Кроме того, стоит учитывать различные политические моменты, вопрос консолидированной позиции финского бизнеса».
Как было решено вернуться к проекту ВСМ Москва—Санкт-Петербург
Пока что ни Россия, ни Финляндия не могут оценить затраты на магистраль Москва—Санкт-Петербург—Хельсинки. Но стороны договорились продолжить обсуждение проекта по линии правительств.