«Нельзя исключать, что власть придумает нечто вроде оттепели»
Дмитрий Дризе — об изменениях в Конституцию
Президент России Владимир Путин внес в Госдуму проект закона о поправках к Конституции. В основной закон страны добавляется норма о Госсовете, о запрете иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для высших должностных лиц, включая президента. Премьер-министр и члены правительства назначаются главой государства лишь после утверждения Госдумой. Нижняя палата парламента рассмотрит документ 23 января. По предварительным данным СМИ, изменения в основной закон страны вынесут на всенародное обсуждение 12 или 26 апреля. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе сомневается, что процесс принятия поправок пройдет гладко, как того хочет власть.
Дмитрий Песков вышел из краткосрочного отпуска и внес некоторую ясность в происходящее. Вопросов, конечно, остается немало, однако как бы контуры предполагаемой реформы начинают проступать. Итак, пресс-секретарь президента объяснил, что будет представлять из себя народное одобрение поправок в основной закон страны. Не факт, конечно, что решение здесь принято окончательное, но тем не менее. С россиянами предполагается просто свериться. Это будет лишь сверка часов, а не, скажем, референдум, где люди говорят «да» или «нет», и это обязательно для исполнения.
Речь идет о новом формате под названием «всероссийское голосование», причем оно не будет обязательным. Хочешь — голосуй, хочешь — нет. И, соответственно, итоги такого голосования ни на что не могут повлиять. Почему? Потому, как это было сказано выше, Кремль не меняет Конституцию, а вносит в нее лишь небольшие изменения. Главные статьи основного закона остаются неизменными, значит, и референдум, то есть механизм всенародного утверждения, не нужен — это всего лишь перенастройка.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России
«Президент посчитал необходимым именно свериться с точкой зрения народа. Юридически это голосование, форма и время его проведения будут оформлены в ходе работы конституционной комиссии — в виде отдельного закона это будет формализовано или в виде одной из статей закона об этих изменениях».
Конечно, есть опасность того, что найдутся злые языки, которые начнут вставлять палки в колеса, мол, неважно, что там скажет народ, в любом случае поправки примут, и новая властная конструкция заработает. Тем более голосование необязательное. Так что риск неприятных сюрпризов минимальный.
Что касается внесистемной оппозиции и тех, кто вздумает «раскачивать лодку», здесь рука не дрогнет. Предложения о том, чтобы запретить партии или «мочить» журналистов и блогеров, уже начали появляться. Так что к майским праздникам у нас, скорее всего, будет измененная Конституция. Хотя вопросов, конечно, много. Например, что такое Госсовет, кто в него войдет? И зачем тогда президент? Простой народ он как себе представляет? Владимир Путин в стране все равно главный, как ни назови его должность. И зачем такая спешка, не для того ли, чтобы не дать раскачаться общественному мнению? Уже сейчас заметно, что не все за — это к вопросу о сверке с народом.
При этом нельзя исключать, что власть придумает нечто вроде маленькой оттепели, чтобы выбить козыри у тех, кто смеет говорить, что страна окончательно сворачивает с демократического пути, переходит к монархии.
Ответ им будет, скорее всего, такой: у нас выстраивается идеальная политическая система. Глава Госсовета обеспечит стабильность власти и исключит шатания вправо и влево.
Порочная политическая система — это как раз на загнивающем Западе, который нам постоянно строит козни. Нам нужно защититься от всего этого, вот мы и меняем Конституцию. Тем не менее, главный вопрос звучит так: станет ли в итоге лучше, вырастут ли пенсии, зарплаты, сократится ли бедность? Медицина станет не хуже чем на загнивающем Западе? Вот в этом всем пока что нет уверенности.