Генпрокуратуру возглавило следствие
Юрия Чайку заменит заместитель Александра Бастрыкина
Новым генпрокурором России станет заместитель председателя Следственного комитета РФ (СКР) Игорь Краснов, курировавший следствие в центральном аппарате ведомства, трех федеральных округах и выполнявший отдельные поручения председателя ведомства Александра Бастрыкина. Переход фактически второго человека из СКР на пост, который более 13 лет занимал Юрий Чайка, может означать новое перераспределение полномочий между следствием и надзором и даже их объединение.
В понедельник президент Владимир Путин внес в Совет федерации предложения об освобождении от занимаемой должности генпрокурора Юрия Чайки в связи с «переходом на другую работу» и назначении на его место заместителя председателя Следственного комитета Игоря Краснова. Сенаторы рассмотрят предложения 22 января, а за день до этого, как полагают источники “Ъ”, господин Чайка должен получить предложение о новом месте службы. По некоторым данным, он может стать полпредом или получить назначение в судебную систему.
Для Юрия Чайки, занимавшего должность генпрокурора с 2006 года, отставка не стала неожиданностью. Отчасти об этом свидетельствовало и количество первых лиц, присутствовавших на торжественном собрании по случаю недавнего Дня работника прокуратуры. Помимо председателя Совета федерации (СФ) Валентины Матвиенко присутствовали в основном заместители руководителей министерств и ведомств. Подобное привычно для СКР, но никак не для главного надзорного ведомства страны. А еще через несколько дней господин Чайка собрал необычно много журналистов, которых отметил ведомственными наградами по случаю уже их профессионального праздника. Про изменения в правительстве и возможную отставку самого господина Чайки речь не шла, тем не менее глава надзорного ведомства сообщил, что давно предлагал утверждать прокуроров субъектов федерации не региональными парламентами, а СФ; предположил, что со временем надзор может получить право расследования уголовных дел в отношении так называемых спецсубьектов, а также более широкие полномочия при избрании или продлении мер пресечения. Господин Чайка, ранее резко высказывавшийся об ошибках, которые допускали его коллеги из других ведомств, на этот раз отмечал, что качество расследования в СКР и МВД заметно улучшилось.
Следует отметить, что будущий генпрокурор генерал-лейтенант юстиции Игорь Краснов считался основным претендентом на пост председателя СКР. Заместителем господина Бастрыкина он стал в 40 лет, в 2016 году.
Уже тогда многие говорили, что карьерный рост молодого генерала связан не только с его личными заслугами, но и не обошелся без участия сотрудников ФСБ, осуществлявших оперативное сопровождение расследования уголовных дел, находившихся у господина Краснова.
Первым заместителем генерала юстиции Александра Бастрыкина считается генерал-полковник юстиции Сергей Сорочкин, возглавляющий главное военное следственное управление комитета. При этом именно генерал Краснов не только курирует все следствие в центральном аппарате ведомства и трех федеральных округах, но и фактически контролирует наиболее резонансные уголовные дела, находящиеся в производстве главных управлений СКР по Москве и Санкт-Петербургу, выполняя отдельные поручения Александра Бастрыкина. С последним он выезжал практически на все происшествия, а также в командировки, в том числе в Сирию, где следователями центрального аппарата СКР расследуются дела о терроризме и покушениях на российских военнослужащих.
Одним из особых поручений генерала Краснова, по данным источников “Ъ”, являлся надзор за строительством нового здания комитета. Его возвели на два года раньше срока, не допустив при этом хищений, в то время как за махинации при ремонте и обслуживании старого здания СКР сели несколько тыловиков и связанных с ними коммерсантов.
В ведомстве генерал-лейтенанта Краснова его предстоящее назначение не комментируют, сам он, встречаясь недавно с журналистами “Ъ”, ни словом не обмолвился о возможном переходе в надзор. С другой стороны, кратко рассказывая о громких уголовных делах, Игорь Краснов необычно много говорил о противодействии коррупции (за которое, кстати, отвечает Генпрокуратура); роли правительства, законодательных инициативах, профилактике преступности, особенно среди несовершеннолетних.
При этом Игорь Краснов, получивший известность прежде всего как следователь по особо важным делам, разбиравшийся в обстоятельствах таких громких убийств, как оппозиционера Бориса Немцова, адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, а также хищениях при строительстве на космодроме Восточный, имеет и прокурорский опыт. В органах прокуратуры он служил с 1997 года, а за год до образования СКР, в 2006 году, стал следователем в центральном аппарате Генеральной прокуратуры.
Председатель СКР Александр Бастрыкин приказ о перераспределении полномочий между своими заместителями еще не издал. Очевидно, курировать вместо него центральное следствие на первых порах будет другой заместитель — генерал-лейтенант Илья Лазутов, не только имеющий большой следственный опыт, но и руководивший главным управлением ведомства в Северо-Кавказском федеральном округе.
Источники “Ъ” полагают, что предстоящее назначение Игоря Краснова свидетельствует не столько о кадровом обновлении надзорного ведомства, сколько о его реформе в целом. За последние несколько лет Юрий Чайка сменил многих своих заместителей, а также начальников управлений и главков, основная часть которых, имея внушительную выслугу лет, ушла на пенсию. Исключением, пожалуй, является Александр Гуцан, ставший полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе.
По версии собеседников “Ъ”, после того как генерал Краснов займет кабинет генпрокурора в историческом здании на улице Петровка, 14, могут быть реализованы предложения, которые давно продвигало надзорное ведомство и близкие к нему депутаты. Так, не исключают они, вслед за Игорем Красновым в Генпрокуратуру может переместиться часть следователей главного следственного управления и главного управления по расследованию особо важных дел, которые будут разбираться с преступлениями, совершенными самими следователями, прокурорами, судьями, депутатами, а также высокопоставленными чиновниками. В дальнейшем, полагают они, комитет может снова получить юридический статус при прокуратуре (он был с 7 сентября 2007 по 15 января 2011 года), что послужит основанием, например, для существенного сокращения персонала, обслуживающего следствие и прокуроров, а также упростит надзорные и контрольные функции. Кстати, сейчас численность прокуратуры и комитета составляет чуть более 51 и 23 тыс. человек соответственно. В одном из интервью господин Бастрыкин сообщил, что рассчитывал сделать так, чтобы к концу прошлого года 70% его сотрудников были заняты непосредственно следственной работой. Таким образом, в случае объединения ведомств можно будет убрать до 30% сотрудников, которые выполняют одни и те же функции — обеспечения прокурорско-следственной работы.
С другой стороны, полагают собеседники “Ъ”, после назначения Игоря Краснова в надзоре последуют отставки. Ведомство могут покинуть первый заместитель генпрокурора Александр Буксман, Виктор Гринь, курирующий надзор за следствием в центральных аппаратах СКР и МВД; управделами и начальник кадровой службы Генпрокуратуры Сергей Сергеев и Сергей Замуруев и еще целый ряд руководителей статусом пониже.
В самой Генпрокуратуре отставку и предстоящее назначение также не обсуждают. «Правозащитная и надзорная деятельность, а также функция гособвинения выстроены таким образом, что даже самые существенные изменения в руководстве ведомства не отразятся на их качестве»,— отметил высокопоставленный собеседник “Ъ” в Генпрокуратуре, полагающий, что таким же образом будет и в СКР.