Необходимые неформальности
Дата и формат голосования россиян по поправкам пока не определены
Голосованию граждан по поправкам к Конституции пока подбирают дату и формат, сообщили “Ъ” два собеседника в администрации президента (АП). По их мнению, голосование, вероятнее всего, состоится в апреле, а указ президента, в котором будет прописан механизм голосования, может появиться в начале марта. Для Центризбиркома не является проблемой организовать и провести неформальное народное голосование, отметила ранее глава ЦИКа Элла Памфилова. Эксперты отмечают, что всенародное голосование по изменениям в III-VIII главы Конституции российскими законами не предусмотрено, но нужно для дополнительной легитимации поправок.
Как сообщил 20 января РБК, всероссийское голосование по поправкам к Конституции может пройти 12 или 26 апреля. Уже после внесения президентского законопроекта о поправках в Госдуму два собеседника “Ъ” в АП подтвердили, что голосование может пройти весной, но точная дата, по их сведениям, еще не выбрана. «Указ президента, в котором будет прописан механизм этого голосования, может появиться в начале марта — предположительно, 4 марта»,— отметил один из собеседников “Ъ”. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что форма предстоящего голосования и его дата пока неизвестны. Голосование не является обязательным, поскольку изменения касаются тех разделов Конституции, которые могут редактироваться Федеральным собранием при поддержке двух третей региональных парламентов, отметил господин Песков. От ответа на вопрос, могут ли итоги голосования повлиять на судьбу поправок, господин Песков уклонился.
При этом сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил журналистам, что одобрение поправок на всероссийском голосовании будет условием вступления в силу закона.
Механизм общероссийского голосования будет вписан в «переходные положения» к законопроекту о поправках в Конституцию, пояснила “Ъ” член рабочей группы, депутат ГД и замсекретаря генсовета «Единой России» Ольга Баталина. Сопредседатель рабочей группы, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева сообщила ТАСС, что голосование может быть проведено с учетом опыта президентских выборов: «Здесь очень много похожего, там используется система избирательных комиссий, бюллетень с одним вопросом — за или против, я думаю, что здесь вполне уместно использовать по аналогии эти процедуры».
Источник “Ъ” в Центризбиркоме напомнил, что, согласно закону «О выборах президента», решение о назначении даты голосования должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. «Это как раз то время, которое позволяет подготовить к выборам необходимое оборудование, мобилизовать и обучить представителей избирательных комиссий в регионах.
Сейчас нет понимания, как будут подводиться итоги голосования по поправкам, если вдруг получим 50% против 50%, как избежать двойных толкований в формулировках вопроса, в какие сроки надо все подсчитать», отметил источник в ЦИКе.
Напомним, ранее председатель ЦИКа Элла Памфилова заявила “Ъ”, что для комиссии не является проблемой организовать и провести неформальное народное голосование, если будет дано соответствующее поручение президента.
«Ничто не мешает оперативно принять специальный ФЗ, которым будет прописана вся процедура. Это даже лучше указа президента. Это не "референдум" и не "голосование на должность", поэтому тут сроки из ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав" и других законов о выборах изначально неприменимы»,— считает директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов.
20 января движение в защиту прав избирателей «Голос» заявило, что предложенное голосование в принципе не предусмотрено российскими законами и похоже на «манипулятивный и пропагандистский прием, направленный на легитимацию ситуативно выгодных конкретным политическим силам решений». В движении отмечают, что разработкой правил такой процедуры должно было заблаговременно заниматься Федеральное собрание, а самому голосованию должна предшествовать широкая общественная дискуссия с возможностью формирования агитационных групп со своими фондами. Единственной подходящей формой для выявления воли граждан при принятии поправок в Основной закон является референдум, отказ от него «ведет к разрушению права», убеждены в «Голосе». Голосование надо проводить отдельно по каждой поправке, поскольку голосование сразу за весь пакет не позволит выявить позицию граждан по конкретным вопросам, считают в «Голосе». Господин Пожалов считает, что раздельное голосование неуместно, поскольку «речь идет о сложном юридическом тексте и многие инициативы вряд ли интересны широким массам граждан», а для дополнительной легитимации поправок «важно удовлетворить спрос на реальные перемены в политической системе». В понедельник сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок сенатор Андрей Клишас заявил, что голосование пройдет после принятия поправок парламентом, «граждане будут голосовать за документ целиком».
По каким вопросам в мире проводились консультативные референдумы
«Общероссийское голосование», на которое будут вынесены поправки к Конституции после их принятия Федеральным собранием, можно считать консультативным референдумом. Такие референдумы в разных странах проводятся регулярно.