«Ямал СПГ» испытали на хладноломкость
Четвертая линия завода будет введена не раньше марта
По данным “Ъ”, НОВАТЭК запустит четвертую линию на заводе по сжижению газа «Ямал СПГ» не раньше марта. В частности, потребуется время на замену заложенных в проекте труб на трубы из легированных сплавов, которые более устойчивы к низким температурам. Эта линия проекта — первая, где применяется российское основное оборудование. По оценкам аналитиков, задержка ввода будет обходиться проекту в 0,9 млрд руб. недополученной выручки ежемесячно.
Запуск четвертой очереди проекта «Ямал СПГ» НОВАТЭКа мощностью 0,9 млн тонн может состояться до конца марта, сообщили “Ъ” источники, знакомые с планами компании. У НОВАТЭКа в «Ямал СПГ» 50,1%, другими акционерами являются французская Total (20%), а также китайские CNPC (20%) и SRF (9,9%).
НОВАТЭК, по данным собеседников “Ъ”, перенес сроки запуска последней очереди с конца 2019 года на первый квартал 2020 года из-за необходимости замены трубопроводов технологического газа. Уже в ходе строительства режимы, в которых четвертая линия будет эксплуатироваться в ходе технологических остановов, были пересмотрены. Это потребовало замены на более устойчивые к низким температурам трубы из легированных сплавов с низким порогом хладноломкости. Их стоимость, как правило, в полтора-два раза выше.
Один из источников “Ъ” говорит, что перемонтаж оборудования уже практически завершен, хотя и допускает незначительное отставание от графика. Другой собеседник “Ъ” допускает, что сроки ввода очереди могут сдвинуться на три месяца, то есть на конец второго квартала. В НОВАТЭКе на запрос “Ъ” не ответили.
Четвертая очередь «Ямал СПГ» — самая маленькая по объему производства, проектная мощность трех уже запущенных «больших» линий — 16,5 млн тонн, но их реальная производительность оказалась на 7–8% выше. Удельный CAPEX строительства четвертой очереди НОВАТЭК оценивал в $450–500 на тонну против $1,1 тыс. на трех первых линиях «Ямал СПГ». Это достигается в том числе за счет использования уже построенной инфраструктуры — хранилищ и системы отгрузки.
Особенность четвертой линии «Ямал СПГ» — то, что она реализуется на российском основном оборудовании и на базе российской технологии сжижения («арктический каскад», патент принадлежит НОВАТЭКу).
В частности, на линии установят газоперекачивающий агрегат, состоящий из турбины Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; входит в «Ростех») мощностью 25 МВт и семи компрессоров «Казанькомпрессормаша» (группа ГМС).
СПГ с четвертой линии не был законтрактован, так что НОВАТЭК не понесет потерь от неисполнения контрактов, а только недополучит выручку от продажи на спотовом рынке. По оценке Екатерины Колбиковой из VYGON Consulting, задержка со вводом четвертой очереди обходится НОВАТЭКу в 900 млн руб. недополученной выручки ежемесячно. «Что не менее важно, снижается окупаемость завода для инвесторов, так как дисконтированные доходы сокращаются»,— добавляет она. К тому же еще четыре—пять месяцев в среднем уходит на пусконаладочные работы, но в некоторых случаях часть испытаний начинает проводиться еще в процессе установки оборудования, что позволяет ускорить процесс запуска, добавляет госпожа Колбикова.
В целом, отмечает она, для мировой СПГ-индустрии запаздывание с запуском заводов — распространенная практика. Из последних крупных проектов с задержкой вводились заводы в Австралии и США. Так, с опозданием на два года стартовали Gorgon, Ichthys LNG, Prelude FLNG в Австралии, PFLNG Satu в Малайзии. Американский Freeport и Cameron задержались примерно на полтора года. С опозданиями в пределах одного года запускались Elba Island и Cove Point в США, плавучий завод в Камеруне.
Обновление. В первоначальной версии статьи «“Ямал СПГ” испытали на хладноломкость», опубликованной в газете «Коммерсантъ» от 21 января, было указано, что необходимость замены части трубопроводов на четвертой линии проекта «Ямал СПГ» возникла в результате ошибки проектирования, допущенной НИПИГАЗом. Информация об ошибке проектирования не соответствует действительности. Причиной изменения материалов, используемых в технологических процессах, является изменение режимов и процессов пуска и останова, принятых по проекту.