«Мечел» отказался от доли в Эльге
Теперь ее могут купить основатели Yota
«Мечел» Игоря Зюзина отказался от права первоочередного выкупа доли в Эльгинском угольном проекте, которая была продана банку в 2016 году. Теперь главным претендентом на актив становится компания основателей Yota Альберта Авдоляна и Сергея Адоньева, которые формируют промышленный кластер в Якутии. По мнению аналитиков, «Мечел» теперь может продать оставшуюся долю в 51%, что не сильно повлияет на долговую нагрузку компании.
«Мечел» не стал выкупать долю в Эльгинском угольном проекте у Газпромбанка. «“Мечел” не перечислил в срок Газпромбанку средства в рамках акцептованной им ранее оферты на выкуп 34% Эльгинского проекта. Таким образом, “Мечел” не использовал возможность реализовать содержащееся в акционерном соглашении преимущественное право на выкуп этой доли. Газпромбанк будет рассматривать различные варианты дальнейших действий»,— заявил представитель банка.
Представитель «Мечела» объяснил отказ от реализации опциона «альтернативным предложением, изучение которого требует дополнительного времени и консультаций со всеми сторонами, включая крупнейших кредиторов компании, так как такое решение не может быть принято в отрыве от реструктуризации текущей задолженности». Компания рассчитывает, что это предложение будет поддержано кредиторами.
Срок оферты, по условиям которой у «Мечела» было право приоритетного выкупа доли, истек 20 января. Стоимость доли оценивалась в 32,2 млрд руб. Теперь банк имеет право продать имеющийся у него пакет в 49%. Главным претендентом на него является «А-проперти» — компания основателей Yota Альберта Авдоляна и Сергея Адоньева. Они формируют в Якутии промышленный кластер, куда входят Якутская топливно-энергетическая компания, угольный проект Огоджа, в котором «А-проперти» миноритарный акционер, и порт Вера. Представитель «А-проперти» отказался от комментариев.
Эльгинское месторождение коксующихся углей является одним из крупнейших в мире и ключевым инвестиционным проектом «Мечела». Запасы месторождения оцениваются в 2,2 млрд т по стандартам JORC.
Инвестиции компании составили $2,5 млрд, из которых около $2 млрд пришлось на железную дорогу от месторождения до БАМа. По итогам девяти месяцев 2019 года добыча угля на Эльге снизилась на 17%, до 3,2 млн т, хотя в 2016 году при существовавших тогда планах финансирования ВЭБом «Мечел» заявлял о планах увеличить добычу до 9 млн т в год к 2018 году. В июне 2016 года Газпромбанк купил по 49% в реализующих Эльгинский проект компаниях — «Эльга-дорога», «Мечел транс восток» и «Эльгауголь». Условия сделки позволяли банку через три года продать доли обратно «Мечелу» или найти другого покупателя, если компания откажется.
Параллельно «Мечел» ведет переговоры с госбанками о реструктуризации задолженности. В первом квартале истекает grace period по погашению тела долга. «Мечел» предлагал госбанкам перенести эти выплаты с 2020–2022 на 2024–2026 годы. На конец третьего квартала чистый долг «Мечела» без пеней, штрафов и опционов составляет 408 млрд руб., соотношение чистого долга к EBITDA — 6,9х.
По мнению Андрея Лобазова из Атона, «Мечел», вероятно, продаст и свою долю в 51% госбанкам, которые имеют большое влияние на компанию ввиду продолжающихся переговоров о реструктуризации.
«Эльгинское месторождение потенциально может приносить куда больше денег, но проект требует дополнительных вложений, а в настоящее время маловероятно, что кто-то обеспечит “Мечел” достаточными средствами на быстрое развитие Эльги. Мы не планируем выдавать “Мечелу” кредит на выкуп доли Газпромбанка в Эльге»,— говорил в ноябре Reuters глава ВТБ Андрей Костин (банк является крупнейшим кредитором «Мечела»). Однако продажа Эльгинского месторождения не позволит существенно снизить долговую нагрузку. По оценке Андрея Лобазова, отношение чистого долга к EBITDA будет на уровне 5,7х.