Смена кадров оказалась кинематографичной
Новым министром культуры стала Ольга Любимова
На звание одного из самых резонансных кадровых решений при формировании нового кабинета вполне может претендовать смена руководства в Министерстве культуры. На смену Владимиру Мединскому, занимавшему этот пост с 2012 года, пришла Ольга Любимова, последние два года возглавлявшая в Минкульте департамент кино.
Неполные восемь лет пребывания в этой должности Владимира Мединского запомнятся как самая противоречивая в новейшей российской истории попытка государственного администрирования культурной сферы. Противоречивость ее завязана во многом именно что на личность бывшего министра. Севший в министерское кресло депутат от «Единой России» с PR-прошлым, широкой публике известный прежде всего охранительскими разоблачениями «мифов о России», старался показать себя не столько идеологом, сколько бюрократом: кажется, никогда еще подведомственные ему учреждения не бывали вынуждены плодить такое количество отчетной документации, призванной демонстрировать все более ослепительные, если верить цифрам, успехи культурных отраслей. Общественность, однако, реагировала на другое. На скандал с докторской диссертацией экс-министра. На уголовные дела против высокопоставленных сотрудников министерства по обвинению в хищениях. На явные (будь то Даниил Гранин или бывший директор Государственного архива Сергей Мироненко) или подспудные конфликты с культурной и научной общественностью. Наконец, на программные высказывания министра о государственной культурной политике, сводившиеся к нехитрой схеме «не сметь делать за государственные деньги то, что начальству не нравится» и отличавшиеся обычно чем угодно, кроме такта и взвешенности.
Назначение руководительницы департамента кино (а в прошлом — заместителя директора дирекции социальных и публицистических программ «Первого канала») Ольги Любимовой на смену откровенно одиозной фигуре, безусловно, жест примирительный.
Не то чтобы дама во главе Министерства культуры — всегда залог мягкости и либерализации, достаточно вспомнить Екатерину Фурцеву, но все ж таки нельзя не заметить, что бэкграунд госпожи Любимовой от фурцевского значительно отличается. Она внучка великого переводчика Николая Любимова, создавшего образцовые русские переводы Рабле, Сервантеса, Пруста, и дочь ректора Щепкинского училища Бориса Любимова. Ее интересы в тележурналистике (в 2000-е и в начале 2010-х Ольга Любимова продюсировала и создавала телепередачи и документальные фильмы на церковные и околоцерковные темы) могут показаться вписывающимися во все тот же державнический идеологический контекст. Как и тот факт, что героем одного из ее документальных проектов был Никита Михалков. Впрочем, в своих прежних интервью новый министр неоднократно давала понять, что интересовал ее не идеологический официоз, а нечто куда более живое, условно говоря, «православие с человеческим лицом»: концепт, который был в тренде лет десять тому назад, в начале понтификата нынешнего патриарха, но в последние годы явно оставленный за ненадобностью.
Чем известна Ольга Любимова
Недолгое пребывание госпожи Любимовой во главе департамента кино, возможно, даже более красноречивое обстоятельство ее биографии. Именно отношения государства и кинематографа при Владимире Мединском неоднократно становились предметом самых шумных споров. Самым резонансным событием последних месяцев в этом смысле стала публикация в октябре 2019 года базы данных по государственной поддержке кинематографа, сделавшая достоянием общественности печальную прокатную судьбу огромного количества фильмов, которые поддержало государство. И опубликовал ее минкультовский департамент кино именно по инициативе Ольги Любимовой, которая в своем большом ноябрьском интервью по этому поводу порталу «Медуза» хотя и прошлась довольно сардонически насчет «смыслов-коромыслов» и «художественной ценности» как приоритетов киноиндустрии, но все-таки хотя бы избегала — и довольно показательным образом — риторики в духе своего бывшего начальника.