«Не в нефти дело, а в большой политике»
Дмитрий Дризе — о планах углубленной интеграции с Белоруссией
Нефть из Норвегии и с других мировых рынков — Александр Лукашенко заявил о диверсификации энергопоставок. По словам президента Белоруссии, восточные союзники пугают высокими ценами на сырье, поэтому он вынужден принять необходимые меры. Кроме северного маршрута, Минск намерен использовать и Одесский морской порт. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Москва не оставила идею большого союза с братской республикой.
На фоне российских перемен Белоруссия, казалось бы, выпала из информационного пространства, однако Александр Лукашенко напомнил о себе: президент Белоруссии заявил, что намерен диверсифицировать поставки нефти, и при этом позволил себе несколько едких замечаний в адрес России. В частности, Лукашенко не без сарказма заметил, что «братья с востока пугают» высокой ценой на сырье, и они же не позволяют покупать казахстанскую нефть. Один союзник не позволяет торговать с другим — нонсенс. На этом фоне приняты следующие решения: в литовский порт Клайпеда в среду прибывает танкер с норвежской нефтью для Белоруссии, и Лукашенко обещает также использовать украинский маршрут — закупать сырье на мировых рынках, а затем через Одессу по железной дороге в республику. Да, дороже, но ничего не поделаешь — за независимость от восточного партнера надо платить.
В Москве отреагировали привычно: это дешевый пиар, пусть поиграется — все равно рано или поздно вернется в наши объятия, а в противном случае окончательно разорится. Можно было бы с этими доводами согласиться и не придавать происходящему в соседней республике большого значения, если бы не одно большое «но»: так называемый транзит российской власти через Белоруссию никто не отменял, и идея большого союза никуда не делась. Это сейчас самая популярная тема среди политологов.
С этим союзом и связана неопределенность вокруг Госсовета: выше президента России может быть только президент союза, а возродить этот союз — это программа максимум, по-своему новый крымский консенсус.
Так что здесь не в нефти дело, а в большой политике. Александр Лукашенко от сценария оказаться в таком союзе не в восторге. Хотя, если задуматься, он может только выиграть: получит нефть и газ по внутрироссийским ценам и будет пожизненно занимать свой пост как вице-председатель Госсовета — или даже будет возглавлять его с российским партнером по очереди. Возможно, именно об этом ему говорят «восточные друзья».
Конечно, сложно что-то утверждать: партия еще не сыграна. Однако ясно одно: слишком поздно Александр Григорьевич занялся диверсификацией энергопоставок — ситуация может стать критической для Минска. Москва вполне может «дожать» Лукашенко, тогда и конституционные изменения как раз поспеют. У кого нефть, тот и прав — с этим трудно спорить.