У «Башфармации» стало меньше предпочтений
После расследования УФАС госкомпания пересмотрела закупочную политику
Башкирское управление ФАС РФ вчера опубликовало итоги проведенного осенью 2019 года расследования закупочной политики крупного регионального аптечного оператора — госкомпании «Башфармация». Предприятие было признано нарушившим закон о защите конкуренции за неоправданно широкий перечень позиций, позволяющих закупать товары и услуги у единственного поставщика. Новое руководство «Башфармации» заявляет, что, когда шло расследование, закупочная политика уже пересматривалась: из 55 позиций, позволявших проводить неконкурентные процедуры, осталось 31. В УФАС сообщают, что ГУП исполнил предписание. В антимонопольном управлении обещают новые расследования в отношении госпредприятий, в практике которых большое место занимают контракты с единственным поставщиком.
Как следует из решения и предписания УФАС, выданных в октябре 2019 года госпредприятию «Башфармация» (вчера были опубликованы на официальном сайте антимонопольного ведомства), ГУП в 2018-2019 годах проводило закупочную политику, противоречащую федеральному закону о защите конкуренции. В УФАС исследовали принятое 17 мая 2019 года госкомпанией положение о закупках, содержавшее широкий перечень пунктов, позволявших закупать товары у единственного поставщика. Ведомство также изучило все контракты с единственными поставщиками, заключенные госпредприятием за последние два года.
В Контрольно-счетной палате Башкирии весной 2019 года отмечали, что доля неконкурентных закупок у «Башфармации» достигала 99%.
В УФАС признали, что ряд пунктов положения о закупках ГУП «явно идут вразрез с принципами закупочной деятельности». Например, «Башфармация» оставляла за собой право отбирать поставщиков в ходе неконкурентных закупок на основании «собственных предпочтений», провозглашала не обязательными запросы предложений и заключение контракта с поставщиком, предложившим на них наименьшую цену.
В положении о закупках содержалось 36 пунктов, позволявших заключать контракты с единственным поставщиком. К ним относились закупки медицинских препаратов, выполнение работ по текущему и капитальному ремонту, услуги охраны, телефонной связи и другие. Предприятие отдает предпочтение единственным поставщикам независимо от наличия конкурентного рынка, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, необоснованному ограничению конкуренции, отметило УФАС в тексте решения. Ведомство напомнило о решении президиума Верховного суда России от мая 2018 года, которое признало незаконными закупки у единственного поставщика по усмотрению заказчика. Такого рода закупки возможны лишь на низкоконкурентных рынках, отметили в управлении.
• «Башфармация» — крупный аптечный оператор в Башкирии. Развивает бренд «Госаптека», под которым работают 139 аптек, 167 мелкорозничных подразделений, четыре оптики. Выручка ГУП в 2018 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», составила 3,57 млрд руб., чистая прибыль — 46 млн руб. Чистые активы оценивались в 310,5 млн руб. В 2018 году предприятие выступило заказчиком 585 закупок на сумму 812,68 млн руб. Крупнейшими поставщиками были московские ООО «Авета» (на 99,26 млн руб.), ФГУП «Московский эндокринный завод» (на 59,25 млн руб.) и ООО «Юнилек» (на 57,63 млн руб.).
В марте 2019 года Контрольно-счетная палата республики сообщала, что нашла признаки ограничения конкуренции в закупках «Башфармации» на сумму свыше 165 млн руб. Более 70% закупленных ГУП препаратов оказались дороже, чем у других продавцов в Башкирии и в Приволжском федеральном округе. Вскоре после обнародования результатов этой проверки уволился генеральный директор «Башфармации» Салават Рахматуллин.
В ходе разбирательства в УФАС «Башфармация» претензий в свой адрес не признала. Предприятие ссылалось на норму закона «О защите конкуренции», предоставляющую заказчику возможность применять иные способы закупок, кроме конкурса и аукциона, в том числе у единственного поставщика. Такое право у заказчиков действительно есть, но это не означает, что они могут произвольно определять перечень услуг для закупки у единственного поставщика, тем более проводить ее на конкурентных рынках, отметили в антимонопольном управлении.
Часть доводов «Башфармации», оправдывающих неконкурентные закупки, в УФАС все же признали обоснованными, например, контракты на оказание охранных услуг, заключенные с Росгвардией. Только это ведомство, согласно постановлению правительства РФ №127 от февраля 2013 года, может обеспечивать сохранность наркотических, психотропных веществ и прекурсоров. При этом в антимонопольном управлении не согласились с неконкурентными контрактами на предоставление услуг связи с «Башинформсвязью» (входит в «Ростелеком») и контрактами на организацию медосмотров, дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ с Центром гигиены и эпидемиологии. Эти рынки отличаются высокой конкурентностью, отметило антимонопольное ведомство.
Руководитель УФАС Андрей Хомяков сообщил вчера „Ъ“, что «Башфармация» изменила закупочную документацию еще на этапе рассмотрения антимонопольного дела. К новой редакции положения претензий у управления нет, отметил господин Хомяков.
Назначенная генеральным директором ГУП в апреле 2019 года Альфия Рахматуллина сообщила, что в принятом в мае прошлого года положении о закупках число пунктов, позволяющих проводить неконкурентные закупки, уже было сокращено — до того их было 55. После разбирательства в УФАС предприятие сократило число таких пунктов до 31. Госпожа Рахматуллина добавила, что аудит, проведенный на предприятии при новом менеджменте, также установил убыточность ГУП: в 2018 году чистый убыток составил 37 млн руб.
Андрей Хомяков сообщил, что в настоящее время антимонопольное управление проверяет положения о закупках у других госпредприятий. «К сожалению, эта практика очень сильно, повсеместно разрослась»,— отметил он, но назвать предприятия, в отношении которых ведется проверка, отказался.