Северный Кавказ обратится в агентство
Сенатор Таймураз Мамсуров предложил заменить упраздненное министерство по делам региона
Сенатор от Северной Осетии Таймураз Мамсуров предложил в среду на пленарном заседании палаты создать агентство по делам Северного Кавказа, чтобы специфические вопросы региона «не растворились в тех проблемах, которые валятся на Минэкономразвития». Министерство по делам Северного Кавказа, существовавшее с 2014 года, в обновленной структуре органов исполнительной власти отсутствует, его функции переданы Минэкономразвития, которое возглавил бывший губернатор Пермского края Максим Решетников. Одновременно сменился полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе: на место Александра Матовникова назначен бывший генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Таким образом, спустя 10 лет после создания СКФО схема управления им приведена в соответствие с другими федеральными округами. Однако задачи, которые ставит перед собой новый полпред, остаются прежними: борьба с безработицей, клановостью, коррупцией и «перекосами социального неравенства».
«Функции Минкавказа перешли Минэкономразвития. Может быть, следует обсудить вопрос о создании агентства по делам Северного Кавказа, чтобы наши вопросы не растворились в тех проблемах, которые валятся на министерство»,— сказал сенатор от Северной Осетии Таймураз Мамсуров на пленарном заседании Совета Федерации в среду. Спикер палаты Валентина Матвиенко предложила должным образом оформить предложение, чтобы оно было учтено кабинетом министров.
Министерство по делам Северного Кавказа выполнило поставленные перед ним задачи, в связи с чем было упразднено, пояснила ранее вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева. Она напомнила, что Минкавказа было создано в 2014 году главным образом для финансирования регионов СКФО по федеральным программам. Сейчас, по ее словам, выстроена другая система финансирования, запущены национальные проекты, поэтому можно считать, что министерство свою задачу выполнило.
Большая часть сотрудников упраздненного министерства в среду оказалась недоступна для комментариев. Но несколько собеседников “Ъ”, работавших в Минкавказа, заявили, что «не ожидали таких кардинальных перемен» и опасаются за судьбу ряда программ и проектов, в реализации которых участвовало министерство.
Отметим, перемены в системе управления Северным Кавказом фактически оказались приурочены к десятилетию создания СКФО: 19 января 2010 года тогдашний президент Дмитрий Медведев выделил из состава Южного федерального округа Ставропольский край и шесть республик — Дагестан, Чечню, Ингушетию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию. Новый округ возглавил вице-премьер Александр Хлопонин. Господин Хлопонин, один из архитекторов Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа до 2025 года, проработал полпредом до 2014 года. После его ухода с должности округ возглавил генерал Сергей Меликов, участник войн в Чечне, на момент назначения — первый заместитель начальника главного штаба внутренних войск МВД РФ. Но сам господин Хлопонин остался вице-премьером, а часть функций полпредства передали Минкавказа, которое возглавил Лев Кузнецов, работавший с господином Хлопониным еще в Красноярском крае. В 2018 году Александр Хлопонин и Лев Кузнецов покинули правительство, а главой Минкавказа стал имевший опыт работы в регионе Сергей Чеботарев, до назначения — замначальника управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами.
В свою очередь, генерала Меликова в СКФО в 2016 году сменил первый полпред президента в Крыму Олег Белавенцев, а его в 2018 году — генерал Александр Матовников. 22 января стало известно, что господин Матовников переходит на должность заместителя главнокомандующего сухопутными войсками, а СКФО возглавит бывший генеральный прокурор Юрий Чайка. Таким образом, схема управления СКФО лишается своих особенностей: полпред не имеет расширенных полномочий по сравнению с представителями президента в других округах, специальное министерство упразднено.
Политолог Ростислав Туровский считает упразднение министерства логичным: «Оно не смогло и даже не пыталось стать влиятельным игроком ни при Кузнецове, ни при Чеботареве, поэтому стало самой легкой жертвой оптимизации». Предложения создать взамен новый орган исполнительной власти взамен Минкавказа бесперспективны, считает эксперт: центр, по его мнению, больше не заинтересован в передаче управления Северным Кавказом специальным ведомствам, «опасаясь, что они окажутся под влиянием кавказских элит».
При этом источники “Ъ”, близкие к АП и правительству, не исключили создания в ближайшем будущем профильного агентства по делам Северного Кавказа при Минэкономразвития. Планируется, по данным “Ъ”, сохранить и большую часть сотрудников Минкавказа. В то же время финансирование нового органа должно быть существенно сокращено по сравнению с упраздненным министерством. Минкавказа было создано прежде всего для контроля и эффективного распределения бюджетного финансирования в СКФО, но неосвоение бюджета в республиках достигало 50% процентов и более, а часть денег до региона просто не доходила, заявил “Ъ” источник, близкий к правительству.
Отметим, новый полпред президента в СКФО уже заявил, что намерен «строго следить за расходованием средств», особенно в части реализации национальных проектов. «Расходование каждого рубля и каждой копейки будет доступно для контроля каждому гражданину»,— заявил господин Чайка ТАСС. На новом посту бывший Генпрокурор намерен бороться с безработицей, прежде всего среди молодежи, коррупцией и клановостью, а также исправлять «перекосы социального неравенства» — то есть заниматься тем же, чем все его предшественники в последние 10 лет. «Кавказу давно пора перестать считать себя сложным округом,— заявил в среду господин Чайка.— Кавказ — это благодатный и гостеприимный край со своими национальными и культурными особенностями, которые, безусловно, должны привлекать людей, а ни в коем случае не отпугивать их».