Ход Жераром
На экранах «Шахматист» Пьера-Франсуа Мартен-Лаваля
В прокат выходит фильм «Шахматист», основанный на реальной истории юного шахматиста из Бангладеш Фахима Мухаммада, который в 12 лет стал чемпионом Франции и благодаря этому смог получить заветный вид на жительство. Рассказывает Юлия Шагельман.
Действие фильма стартует в 2011 году с уличных беспорядков в Бангладеш. Демонстранты, полицейские, слезоточивый газ, камни с одной стороны и дубинки с другой — авторы не вдаются в подробности того, что же там, собственно, происходит, ясно только, что дело плохо. Так считает и один из участников акций протеста, командир пожарной команды Нура (Мизанур Рахаман). Вернувшись домой со смены, он объясняет жене, что ему со старшим сыном, одиннадцатилетним Фахимом (Ассад Ахмед), надо уехать из страны, а брать с собой всю семью слишком рискованно. Вот когда он устроится, найдет работу и получит необходимые документы,— выпишет к себе жену и остальных двоих детей. Мальчику же поспешное бегство объясняют тем, что везут его во Францию, чтобы встретиться с настоящим гроссмейстером: Фахим — талантливый шахматист, бедное жилье украшают завоеванные им кубки, а карманные деньги он зарабатывает, обыгрывая в уличных кафе взрослых соперников.
Дальше — обычный путь беженцев: грузовик до индийской границы, взятка за ее переход, переполненный поезд, в котором приходится ехать на крыше, самолет и наконец — Париж. Как и положено большому городу, он встречает новоприбывших не слишком ласково, но отцу и сыну все-таки удается найти временное жилье в парижском пригороде Кретей, пока рассматривается прошение Нуры о политическом убежище. По счастливому совпадению в том же предместье обнаруживается шахматный клуб, где делами заправляет милая и отзывчивая Матильда (Изабель Нанти), а с будущими гроссмейстерами занимается Сильвен Шарпантье (Жерар Депардье) — шумный, неряшливый и легко выходящий из себя дядька, который за внешней грубостью и толстокожестью, уж конечно, скрывает большое и доброе сердце. Сначала он даже не хочет записывать Фахима в клуб, но потом неизбежно проникается уважением к его таланту и начинает принимать участие в его судьбе. Более тривиальный набор душевных движений еще надо поискать, и все ж таки именно Депардье — главная, если не единственная, удача фильма. Хотя роль ему досталась шаблонная, ему удается наполнить ее эмоциональным содержанием и вывезти на себе даже самые банальные эпизоды.
Пока Фахим, быстро освоивший французский, учится усмирять свой темперамент за шахматной доской и думать на несколько ходов вперед, Нура обивает пороги иммиграционных ведомств и ищет работу. Ни в том, ни в другом ему не везет: прошение об убежище отклонено (тут мы довольно неожиданно узнаем, что, оказывается, Бангладеш героям пришлось покинуть не из-за общей нестабильности, а из-за угроз похитить Фахима, который по причине своих шахматных успехов стал на родине довольно известным), и Нуре приходится скрываться от полиции, ночуя на общественных парковках и зарабатывая на жизнь продажей сувениров у подножия Эйфелевой башни. От Фахима эти обстоятельства некоторое время скрывают, передавая его из одной семьи соклубника в другую, но в итоге он все же узнает правду. Как бы то ни было, на подходе юниорский чемпионат Франции, и команда во главе с Сильвеном не собирается бросать своего лучшего игрока в беде.
Назвать «Шахматиста» спортивной драмой было бы преувеличением: все-таки, скажем честно, шахматы — не самый динамичный в визуальном смысле вид спорта, и перемещение ферзя с клетки d1 на клетку d2 способно приковать к экранам довольно узкую целевую аудиторию.
К тому же превосходство Фахима над соперниками преподносится как непреложный факт, и проиграть ему доводится только один раз. Скорее уж это классическая сказка о Золушке с подкладкой из актуальной иммигрантской повестки.
Впрочем, Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль, не только поставивший картину, но и написавший сценарий по книге Софи Лё Калленек и Ксавье Парментье (последний, как нетрудно догадаться, послужил прототипом героя Депардье), весьма далек от каких-то политических или социологических обобщений, а тем паче заявлений. Он рассказывает сугубо частную историю, в которой, конечно, героям приходится сталкиваться с несправедливостью и предрассудками, но все немногочисленные конфликты разрешаются легко и быстро, как по мановению волшебной палочки (так что автору даже приходится титрами напоминать, что от приезда Фахима во Францию до хеппи-энда прошло несколько лет). Если из всего этого и можно сделать какой-то вывод — так это то, что мир не без добрых людей. И если повезет, то феей-крестной может оказаться не только оставивший профессиональную карьеру ради преподавания шахматист-неудачник, но даже сам премьер-министр.