«Судьбоносное решение принимается у нас единогласно»
Дмитрий Дризе — о принятии Госдумой поправок к Конституции
Единогласно, но с вопросами: Госдума приняла в первом чтении президентские поправки в основной закон страны. Несмотря на единодушие при голосовании, депутаты все-таки попросили уточнить пункты об обнулении президентских сроков, о полномочиях судов и о формировании Госсовета. Депутат-коммунист Олег Смолин поинтересовался, почему законопроект принимается в такой спешке. На это кратко ответил спикер Госдумы Вячеслав Володин: поправки выстраданы. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что самое интересное впереди.
Судьбоносное решение принимается у нас единогласно. Спикер Вячеслав Володин поздравил с этим коллег. Правда, некоторым высказал недовольство, что те смеют опаздывать на историческое заседание. Официальный комментарий гласит так: голосуем в первую очередь за улучшение жизни людей. Здесь никто не может возразить. Тем не менее вопросы все-таки возникли. Либерал-демократ Ярослав Нилов попросил уточнить, что касается политической части, не станут ли изменения поводом для так называемого обнуления президентских сроков, что позволит Владимиру Путину вновь баллотироваться в 2024 году на пост президента.
Документ представлял сопредседатель конституционной рабочей группы Павел Крашенинников. Он заверил, что в поправках такого нет. Более того, слово «подряд» ликвидируется, поэтому глава государства у нас будет избираться только на два срока. Коммунист Алексей Куринный указал на то, что Европейский суд по правам человека для многих наших граждан является последней надеждой найти правду. На это ответил сам спикер Володин: «Верховный суд может не согласиться с ЕСПЧ, и его решение будет окончательным». Но это не только у нас, такое происходит и в мировой практике. Это самый популярный ответ.
Когда мы что-то такое спорное принимаем, официальные лица дают пояснение: а у них, на Западе, все то же самое, а то и жестче.
Правда, некоторые злопыхатели здесь скажут: а вы сравните российскую и британскую судебную систему, на которую ссылается председатель нижней палаты. Наверное, наша покажется чуть-чуть другой — чуть менее совершенной. Кроме того, в России не будет выборности судей. Этого делать нельзя, потому есть угроза, что те или иные группы проведут туда своих представителей. И никаких досрочных выборов Госдумы, о чем сейчас тоже много разговоров, нет, ничего такого не обсуждается. Более того, ее полномочия, как мы знаем, расширяются.
И наконец, Госсовет, который также активно на слуху. Здесь по-прежнему все таинственно и неопределенно. В Конституции пропишут лишь общие определения. Этот орган станет частью структуры правительства, который формируется президентом. Сфера полномочий — вопросы внутренней и внешней политики. Здесь предстоит принять отдельный федеральный закон. Коммунист Олег Смолин посетовал, что всего 15 дней отвели на внесение поправок ко второму чтению. Куда торопимся? К чему такая спешка? Это тоже очень распространенные вопросы последнего времени. Спикер Володин дал на это исчерпывающий ответ: поправки выстраданы. На этом все.
Корреспондент “Ъ FM” — о заседании Госдумы по поправкам в Конституцию
Среди главных изменений — суды, скажем так, будут немножко больше зависеть от власти, а искать правды, скорее всего, предлагается не на Западе, а у высшего арбитра. По крайней мере, такое развитие событий можно предположить. Этот высший арбитр, наверное, тоже скоро появиться. На сегодня это главная интрига. Можно с уверенностью сказать, что основные решения принимаются не в Госдуме, и расширение ее полномочий — вопрос очень даже спорный. Наш парламент все больше напоминает Верховный совет СССР. Похоже, именно к этому все идет.